Футбол. Классификация нагрузок - Дети и спорт
  1. Перейти к меню
  2. Перейти к содержанию
  3. Перейти в конец страницы

Футбол. Классификация нагрузок

Классификация нагрузок.
   1. Запредельные, превышающие функциональные возможности организма спортсмена. Эффект восстановле¬ния после таких нагрузок длительный, вялый. В большинстве случаев эффекта сверхвосстановления не наблюдается; иногда в организме спортсмена происходят необратимые патологические изменения. Эти нагрузки не должны применяться на тренировках, но могут быть на ответственных соревнованиях.
   2. Околопредельные, стоящие на грани возможностей организма спортсмена. Сопровождаются значительными сдвигами в организме. Эффект сверхвосстановления наступает на 6—7-й день, а величины его не очень большие. Иногда применяются на тренировках, но часты на соревнованиях.
   3. Большие. После таких нагрузок наблюдается наибольший эффект сверхвосстановления, который, наступа¬ет через 32—36 ч. Эти нагрузки наиболее эффективны и в силу этого часто применяются на тренировках.
   4. Средние нагрузки. Эффект сверхвосстановлеяия после них меньший, однако наступает он значительно раньше,.через 18—24 ч.    
   5. Малые нагрузки. После них отмечается наименьший эффект сверхвосстановления— через 4—6ч.    

Тренер в зависимости от решаемых задач должен умело чередовать нагрузки разной величины. Так, он.дол¬жен учитывать, что процессы восстановления после больших нагрузок проходят значительно быстрее если в интервалах между ними вместо пассивного отдыха проводить тренировки со средними или малыми нагрузками.

Малые нагрузки часто используют за 4-6 ч. до начала календарной игры. Тем самым к началу, матча в организме спортсмена наступает, хоть и незачительный, эффект сверхвосстановления, что позволяет начать игру в оптимальном состоянии организма. Кроме того, такие нагрузки уменьшают психическую напряженность (так,называемую предстартовую лихорадку).

Выше уже указывалось, что наиболее эффективны с точки зрения повышения-функциональных возможностей организма большие нагрузки. Вместе с тем бессистемное их использование, наслоение их друг на друга может привести к перетренировке. Существует два спо¬соба применения больших нагрузок.

Первый способ обусловлен разновременностью (гетерохронностью) восстановительных процессов после нагрузок разной направленности. Восстановительные процессы в разных системах организма происходят неодновременно. Ведь каждая тренировочная работа затрагивает какие-то специфические функции. Развитие общёй выносливости, например, требует слаженной работы всех органов и систем для того, чтобы непрерывно снабжать кислородом работающие органы и удалять из них продукты распада. Развитие скоростной выносливости носит иной характер, так как работа осуществляется за счет использования внутренних резервов организма, которые восстанавливаются в интервалах отдыха, когда погашается кислородный «долг». Работа над освоением техники требует преимущественно постоянного замыкания новых рефлекторных связей и т. д. В силу этого восстановительные процессы происходят главным образом, в тех системах, которые обеспечивали проделанную работу. Эта особенность и используется в процессе спортивной тренировки.     

В коллективах физической культуры при 4-5-разовых тренировках в неделю можно использовать большие  нагрузки по 2—3 раза, однако они не должны быть одинаковыми, так как их воздействие,наслаиваясь друг на друга, может привести к перетренировке. Поэтому если, например, во вторник проводилась тренировка с большой нагрузкой преимущественно на силу, то в четверг рекомендуется тренировка с большой нагрузкой на скоростную выносливость и т. д, В другие дни тренировок следует давать средние нагрузки, что ускоряет восстановительные. процессы после больших нагрузок.

Другой способ применения больших нагрузок основан на эффекте наслоения средних. однонаправленных нагрузок в недельном цикле тренировки. Ведь бывает и так, что тренер в течение недели вынужден решать в основном одну задачу, например развития специальной выносливости. В этих случаях все нагрузки в течение йе

недели могут быть преимущественно средними. При этом эффект первой нагрузки будет наслаиваться на эффект средней нагрузки на втором занятии и т. д. Суммарно же в течение недели получится эффект большой нагрузки.

При таком способе на следующей неделе обязательно нужно предложить нагрузки другой направленности. Если этого не сделать, эффект наслоения единых однонаправленных нагрузок превысит меру возможного, что может привести к перетренировке.

Следует подчеркнуть значение длительности интервалов- отдыха между повторениями упражнений внутри тренировочного занятия. Дело в том, что тренировочные нагрузки не существуют .сами по себе. Специфика их применения и длительность интервалов отдыха всегда подчинены той задаче, которую мы на тренировке решаем. Например, задача состоит в развитии  у игрока выносливости. В футболе хорошая выносливость обеспечивает игроку возможность до конца матча эффективно выполнять игровые приемы, взаимодействовать с партнерами по команде, активно противодействовать игрокам команды соперников и т. д. Поскольку выносливость основана на способности противостоять утомлению, для её развития необходимо проводить интенсивные тренировки на фоне наступающего утомления. Поэтому упражнения повторяются обычно через укороченные интервалы отдыха при неполном восстановлении сил. Если речь идет о развитии быстроты, то есть способности выполнять движения в минимальные для данных условий промежутки времени, то интервалы отдыха должны быть такими, чтобы за это время произошло полное восстановление сил, ибо развитие этого качества требует свежести сил и восприятия. Здесь нужен более длительный интервал отдыха, чтобы при последующем повторении упражнений возникало, чувство абсолютной готовности к их выполнению. То же необходимо при развитии силы в ловкости.
    
Таким образом, в процессе тренировки важно не толь¬ко планировать величину тренировочных нагрузок, но и устанавливать методически оправданные интервалы отдыха между повторениями упражнений.


Последние комментарии