1. Перейти к меню
  2. Перейти к содержанию
  3. Перейти в конец страницы

Мячи отбивает вратарь

Техника отражения мячей сложна и требует дли­тельного и детального изучения. Мячи отбивает вратарь разные к примеру: обеими руками вратарь отражает преимущественно мячи, летя­щие непосредственно во вратаря или пролетаю­щие от него на небольшом удалении.
Мячи, летящие с небольшой силой, вратарь обязан не отражать, а ловить обеими руками. Такая ловля выполняется стоя, в движении и в прыжке. Ещё какие мячи отбивает вратарь, вратарь ловит мячи, летящие на уровне груди, сбоку, с отскоком от площадки, летящие высоко (можно с прыжком), летящие низко и ка­тящиеся.
Наиболее часто вратарь ловит мячи, летящие на уровне груди. Для этого он быстро вытяги­вает в направлении мяча обе руки. Ладони раз­вернуты, пальцы расставлены (большие соприка­саются, а все остальные направлены вверх). Руки держатся без напряжения. Поэтому в мо­мент касания мяча они легко сгибаются в локте­вых суставах, а мяч, обхваченный пальцами со всех сторон, подтягивается к груди.
Для ловли мячей, летящих сбоку, вратарь одно­временно выносит обе руки в сторону мяча — одну над другой (рис. 6). Ближняя рука — снизу, дальняя — сверху. Ладони развернуты к мячу. Большие пальцы соприкасаются, а все остальные направлены в сторону полета мяча. При этом основная нагрузка в ловле мяча ложится на ниж­нюю руку. Дальняя рука играет вспомогательную роль — преимущественно помогает овладеть мячом, захватывая его.
Мячи, летящие с большой силой и не так близко от вратаря, следует отражать с гашением. Тех­ника гашения сходна с техникой ловли. Вначале вратарь подставляет руки под мяч, гася скорость его полета. Затем вторым движением подхваты-щадки) и овладевает им.
Многие мячи отбивает вратарь когда очень сильные броски вратарь отражает с от­скоком мяча от его рук в поле и за его пределы. Для этого он резко выставляет руки вперед. Чтобы отскочившие мячи вновь не доставались атакующему сопернику, необходимо в момент касания мячом ладоней вратаря одну руку выд­вигать слегка вперед. Тогда мячи будут отскаки­вать в сторону или за ворота, что наиболее выгод­но защищающейся команде.

Часто мячи отбивает вратарь одной рукой. Мя­чи, летящие в стороне от вратаря, отражаются одной рукой. Вратарь, находясь в основной стой­ке, резко выносит руку по кратчайшему расстоя­нию к траектории полета мяча. Одновременно в ту же сторону он наклоняет и туловище. Рука движется к мячу с раскрытой ладонью и расстав­ленными пальцами. Мышцы руки напряжены, чтобы в момент соприкосновения с мячом он был отведен от ворот. При сильных бросках мяч может отражаться также предплечьем и плечом. Мячи, летящие в дальние углы ворот, могут отражаться с приставным шагом или прыж­ком (рис 7).
Для тренировки в освоении техники отраже­ния мячей одной рукой целесообразно исполь­зовать серии бросков: несколько игроков с мя­чами потоком (с минимальным интервалом) бросают мячи в заданные учителем точки ворот. Вратарь быстро реагирует на каждый очередной бросок и отражает мячи. Подряд проводится по 5—8 серий таких бросков по 10—12 бросков в каждой).

Мячи отбивает вратарь


У детей 11—12 лет отмечается спо­собность достаточно хорошо управлять своими движениями, воспринимать новое, повышается работоспособность, выносливость. В данном воз­расте дети обладают достаточно высокой коор­динацией движений, подвижностью, ловкостью, пространственной ориентировкой. Именно в этот период происходит интенсивное развитие про­цессов внутреннего торможения, дети стано­вятся более управляемыми, сдержанными. Устанавливается равновесие нервных процессов. Значительные изменения происходят и в опор­но-двигательном аппарате. Растут и качествен­но изменяются мышцы тела, усиливается оси-фикация костей.
Поэтому в V классе на уроках по ручному мячу проводится достаточно интенсивная рабо­та по воспитанию общей выносливости, быстро­ты, ловкости. Полезно также стимулировать отдельные проявления силы (упражнения с иг­ровыми и набивными мячами, отягощениями  — на быстроту, на дальность бросков и др.). Все это создает условия для формирования специальной двигательной базы, необходимой для овладения элементами игры в ручной мяч и наиболее качественного использования их в последующей игровой деятельности.
В то же время необходимо учитывать, что дети 11—12 лет еще не могут долго сосредото­чивать внимание, довольно слабо и медленно осваивают технику, если не имеют возможности правильно копировать соответствующее испол­нение действий, приемов. Поэтому в уроке же­лательно чаще менять упражнения, задания, изучаемые приемы, больше использовать сорев­новательный метод.
Очень важно также, чтобы обучение постоянно было направлено на воспитание умения быстро и легко перемещаться когда мячи отбивает вратарь. Количество двигатель­ной деятельности (подвижность) с перемеще­ниями на разных скоростях в каждом уроке постоянно должно оставаться (планироваться) высоким. Выполнять все перемещения и техни­ческие приемы необходимо в обе стороны и обеими руками. в ручной мяч наиболее важными являются при­емы ловли и передач мяча в движении. Обу­чение передачам и ловле должно вестись вза­имосвязанно, одновременно и обязательно в каждом уроке. Вначале обучение ведется в облегченных условиях: на малых скоростях, с небольшой силой передачи мяча, без сопротив­ления. Затем эти условия постепенно усложняют­ся. Вместе с возрастанием скорости перемеще­ний, дистанции и силы передач вводятся требо­вания точно передавать и ловить мяч сразу после ловли, после ведения, обводки, отвлекаю­щих действий (имитация броска, прохода, пере­дачи в другую сторону и т. п.). Усложнение упражнений в передачах и ловле мяча одновре­менно проводится и в изменении направления движения игрока и направления полета мяча. Вначале эти направления будут встречными. Но постепенно они доводятся до тупого угла — в этих условиях мяч принять наиболее сложно. В подобных упражнениях учитель должен ак­центировать внимание учеников на умении сохра­нять высокую скорость бега в момент приема мяча, что в дальнейшем создает благоприятные условия для отработки атакующих действий с отрывом. В этих условиях большой удельный вес в уроке должны получить упражнения с параллельными перемещениями игроков и передачами мяча. Целесообразно для увеличе­ния моторной плотности урока эти упражнения давать и при отработке других элементов: бросков мяча, блокирования, отражения мячей. На завершающей фазе изучения и совершенство­вания передач и ловли мяча полезно исполь­зовать соревновательный метод — какая груп­па игроков наиболее качественно и быстро вы­полнит задание: сделает большее количество передач без потерь; затратит меньше времени на заданное количество передач; выполнит все задания учителя без замечаний.


Последние комментарии