1. Перейти к меню
  2. Перейти к содержанию
  3. Перейти в конец страницы

Взаимодействие вратаря с защитником в гандболе.

Взаи­модействия вратаря и защитника могут касаться самых различных игровых действий (опека места, опека игрока, построение «стенки», организация контратаки и т. д.). Ученики должны научиться взаимодействовать с вратарем при отражении броска нападающего противника. Основа этого взаимодействия сво­дится к трем основным положениям. Первое — занятие защитником позиции точно между своими воротами и нападающим с мячом. Второе — некоторое смещение защитника в сторону «бросающей» руки нападающего, что позволяет наиболее качественно опекать на­падающего, надежнее блокировать бросок в во­рота. Третье — блокирование защитником броска нападающего проводится с задачей более надежно прикрывать (парировать) только одну часть ворот, наиболее «уязвимую» при дан­ном броске.
Сущность данных положений состоит в сле­дующем: при броске в ворота правильная игра защитника создает условную прямую ли­нию, на которой находится мяч (нападающий), защитник и ворота. Если атака ведется прямо на ворота, то защитник блокирует ту сторону ворот, которая ближе к «бросающей» руке нападающего (а вратарь больше внимания уде­ляет другой стороне ворот). Такое блокирование позволяет надежно прикрыть наиболее опасную сторону ворот, а в случае если нападающий будет продвигаться дальше с мячом вперед, то защитник сохранит более активную пози­цию. В случаях, когда блокирование защитником броска ведется с каким-либо смещением на­падающего под углом к воротам (в момент броска между нападающим, защитником и воро­тами, их центром нельзя провести прямую линию), то защитник должен в первую очередь блокировать тот угол ворот, к которому он ближе по траектории полета мяча. Здесь между мячом в момент блокирования, руками защит­ника на блоке и центром ворот можно про­вести прямые, которые составят тупой угол. Поэтому в зависимости от того, в какую сто­рону будет обращен этот угол, эту же сторону ворот и следует блокировать при данном броске (вратарь же, зная это, больше внима­ния уделит опеке другого угла ворот).
Упражнения для обучения взаимодействиям вратаря и защитника: выполнение упражнений в блокировании бросков в ворота по про­грамме V класса; поточное занятие защитни­ками исходного положения для блокирования бросков нападающих, двигающихся в расчленен­ном строю; броски нападающих потоком пра­вой и левой руками с занятием защитником положения под «бьющую» руку и блокирова­нием броска; блокирование бросков с места во взаимодействии с вратарем; блокирование бросков с выходом навстречу нападающему во взаимодействии с вратарем; блокирование бросков при смещениях нападающих под углом к воротам во взаимодействии с вратарем; взаимодействие вратаря и защитника в игровых упражнениях 2:3, 3:4; взаимодействия вратаря и защитника в учебных играх.
Обманные движения с уходом вправо и влево. Обманные движения (финты) — важный раздел технической подготовки игрока. Они мо­гут выполняться на месте и в движении, с мячом и без мяча. Количество обманных движений в ручном мяче практически беско­нечно. В VIII классе школьников целесооб­разно познакомить с двумя обманными движе­ниями: финт со сменой направления движе­ния, финт с передачей мяча.
Финт со сменой направления движения может выполняться с места или с хода (ве­дение мяча). Сущность финта состоит в том,что перед сближением с защитником нападаю­щий делает неожиданный шаг (небольшой вы­пад) несколько в сторону. На это движение реагирует защитник, сместившись в изменив­шуюся сторону движения нападающего. Для усиления эффекта обманного движения напа­дающий одновременно с шагом в сторону может выполнять и небольшой наклон тулови­щем в ту же сторону. Затем нападающий, ускоряя темп шагов, делает ногой на выпаде резкий толчок в противоположную сторону и проходит сбоку от сместившегося защитника. Финт можно равноценно использовать для ухо­да от защитника вправо и влево, а также с ведением мяча правой и левой рукой. Если защитник не реагирует на обманное движение, то нападающему не следует менять направле­ние движения, а уходить в ту сторону, куда был сделан первый шаг. В этом случае об­манным будет весь финт, которого ждал защитник, так как уход будет проведен в другую сторону.
Сущность финта с передачей мяча состоит в том, что нападающий выполняет перед плотно опекающим его защитником имитацию передачи мяча вперед и несколько в сторону. Напри­мер, правой рукой из положения замаха мяч передается вперед-вправо (влево от за­щитника). Защитник обязательно сместится на такую передачу влево. Теперь нападающий в завершающей части передачи опускает мяч кистью вниз, переводя его ударом о площадку влево от себя, и проходит мимо сместивше­гося защитника. Здесь необходимо помнить и о правиле 3 шагов с мячом. Финт необходимо выполнять правой и левой рукой и с проходом в разные стороны.
При обучении обманным движениям с ухо­дом вправо или влево учитель должен доби­ваться, чтобы обманные действия учеников вы­полнялись полноценно, с хорошей амплитудой и вызывали бы естественную ответную реакцию защитников. По мере овладения техникой об­манных движений их необходимо выполнять на постоянно возрастающей скорости и с произ­вольным чередованием (развивать инициативу игрока).
Упражнения для обучения обманным движе­ниям с уходом вправо и влево: выполнение обманного движения с уходом с места с мячом и без мяча (медленно); то же, но с нараста­нием скорости на уход; то же с пассивным защитником; выполнение обманного движения потоком с полуактивными защитниками; выпол­нение обманного движения с уходом вправо или влево в парах со взаимной сменой функций игроков — по 5—10 попыток (сорев­новательный метод — кто больше); индивидуаль­ное выполнение ухода только в заданную учи­телем сторону (акцент на полноценное выпол­нение обманного движения); избирательное (учеником) выполнение ухода после обманного движения влево или вправо, чередование об­манных движений с уходом с мячом и без мяча, со сменой направления, с передачей мяча с ак­тивным защитником; последовательное выпол­нение различных финтов; выполнение обманных движений с уходом вправо и влево в игровых упражнениях, в учебной игре.


Последние комментарии