Как приобщить дочь к спорту
- Подробности
- Категория: Родителям
- Просмотров: 2203
Не смотря на то, что ваша дочка, возможно, и с удовольствием играла в футбол, ходила в бассейн, или даже состояла в местной команде по какому-то виду спорта совсем в юном возрасте, теперь, начиная класса с пятого, спорт – это «больше не весело». Вместо этого она сейчас, похоже, скорее одержима своим внешним видом. И она не одна такая: исследования, проведенные Ассоциацией женского спорта (Women's Sports Foundation) среди девочек данного возраста и старше показали, что 23 процента девушек напрочь отказываются участвовать в спортивных событиях, в то время как среди ребят этот показатель составляет 10 %. В дополнение, результаты исследования, опубликованные Исследовательским институтом герлскаутов (Girl Scout Research Institute) показывают, что 40% девушек от 11 до 17 не участвуют в спортивных мероприятиях потому, что не чувствуют себя достаточно умелыми или компетентными, и 23% не участвуют, т. к. считают, что занимаясь спортом, плохо выглядят.
Если бы исследования учитывали мнения всех девочек, занимающихся физкультурой в школе, к выше обозначенным данным добавилась бы информация о том, что более 60% девочек занимаются спортом исключительно «из под палки» (всегда, когда можно, стараясь увильнуть), и то, только потому, что выбора у них просто нет. Мальчики охотнее реагируют на предложение заняться физической активностью, они хотя бы с удовольствием погоняют мяч, стоит им только его дать. В то же время девочки при одной мысли, например, о физкультуре в школе, корчат ужасную рожицу с фразой «аааа, опять эта физра».
Польза от упражнений
Женский пол сделал огромный скачок в отношении участия в спорте в целом, в значительной степени из-за установления равных прав в обучении и отсутствии дискриминации по половому признаку в спорте. В США подобный закон был принят только в 1972 году, он носит название «Title IX». Согласно данным Организации женского спорта, количество девушек, принимающих участие в спортивных событиях, увеличилось с 1-й из 27-ми в 1981 году до 1-й из 3-х в наши дни. В СССР описываемая проблема никогда не стояла остро, в настоящее же время мы столкнулись с ней лицом к лицу.
Тем не менее, пубертатный возраст отваживает девушек от спорта достаточно надежно и сейчас. Социальные взаимоотношения с одногодкам становятся более важными, и девушки решают, что их не будут считать привлекательными, если они будут сильными, в хорошей спортивной форме, и смогут обогнать парня.
«К сожалению, наше общество продолжает ставить больший акцент на внешний вид девушки, чем на ее способности, что не помогает на данной стадии развития», говорит Камла Моди (Kamla Modi) из Исследовательского института герлскаутов, доктор философии, аналитик-исследователь и участник программ поддержки женщин в области спорта, основатель «Подразделения И» гимнастов (Division I gymnast) в Университете Ратджерса (Rutgers University) в Ньюарке, Нью Джерси.
«Бытность звездным атлетом не слишком демонстрирует «женские» стороны, если только это не художественный спорт, как например, гимнастика, фигурное катание или чирлидинг. Мальчики, с другой стороны, подталкиваются обществом к занятию спортом с раннего возраста. Спорт мужественен от природы, и занятие спортом у юношей не вступает в противоречие с возможностью привлекать внимание и нравиться. Эти две стороны у них идут рука об руку».
«Вперед, девчонка, вперед!» – это программа для девушек, спонсируемая Ассоциацией женского спорта, работающая над устранением такой проблемы, как уход молодых девушек из спорта в средних классах. Программа пока работает всего в нескольких городах Америки.
Одна из причин, на которую девушки часто ссылаются, – это то, что спорт все чаще в наше время рассматривают как соревнование, а не как подвижное веселье. Кэндис Диксон (Candice Dixon), менеджер национальной программы «Вперед, девчонка, вперед!» объясняет данную ситуацию культурно обусловленной связью между мальчиками и спортом. «В свои ранние годы, мальчики получают спортивные принадлежности и одежду на дни рождения, в то время как девочкам дарят кукол», поясняет она. «Девочек не поощряют быть столь конкурентными, как мальчиков. Когда они вырастают до средних классов, девочки выберут скорее другие виды деятельности (факультативы, увлечения, и проч.), чем спорт, потому что он не стал частью их личностей».
Девушки, продолжающие активно заниматься спортом, говорят, что он помогает им оставаться в форме, в то время как мальчики в этом же возрасте ссылаются на улучшение их атлетических навыков, как на основную пользу от спорта, - отмечает доктор Кейт Заллиг (Dr. Keith Zullig), преподающая общую медицину в Университете Западной Вирджинии (West Virginia University), и, вместе с Ребеккой Уайт, написавшая статью «Физические упражнения, удовлетворение от жизни и самооценка здоровья студентов средних классов» (Physical activity, life satisfaction, and self-rated health of middle school students), опубликованную в журнале «Прикладные исследования качества жизни» (Applied Research in Quality of Life). «Девочки могут начать считать упражнения менее важными в прямом смысле по мере того, как становятся старше, а родители могли бы ставить меньший акцент на их «женственности»», сообщает Заллиг.
Активное участие в спортивных событиях данной программой демонстрируется, как инструмент, помогающий девочкам быть более здоровыми и счастливыми. «Они физически более здоровы», рассказывает Моди о тех, кто принимает участие в программе. «У них лучшее мнение о своем теле и лучшая самооценка». Это помогает девочкам более умело противостоять общественному давлению - необходимости соответствовать образу «женщины» и "правилу" "быть замечаемой исключительно за свою внешность".
Моди, начавшая тренироваться на гимнастку в возрасте 4-х лет, вспоминает, насколько ценен был спорт для ее подруг-гимнасток, и насколько сильное чувство принадлежности к чему-то серьезному он ей давал. «Даже если я не соответствовала девочкам в школе, у меня всегда была крепкая дружба с другими гимнастками. У меня всегда было свое место в жизни».
Эсмеральда Негрон (Esmeralda Negron) – ассистент тренера женской команды по соккеру Принстонского университета, которую она, еще будучи студенткой, привела к кубку колледжа NCAA в полуфинале, в 2004 году. "Сантьяго" была названа второй лучшей атлеткой в Принстоне за последнее десятилетие. Она чувствует, что физическая польза от занятий спортом станет для девушек сильным стимулом. «Когда вы занимаетесь спортом, вы гораздо более подтянуты. Я думаю, девушкам захочется чувствовать себя хорошо и ощущать, что они в прекрасной форме. Это стимулирует желание быть сильными и успешными в некоторых видах атлетики».
Ден Саферстен (Dan Saferstein), психолог, работающий с семьями, командами и тренерами, утверждает, что спорт поможет девушкам развить сопротивляемость. «Вы развиваете в себе определенную дисциплину, определенную настойчивость. Ваше сердце разбивается, но вы учитесь залечивать его и приходить в норму. Спорт учит вас справляться с нелегкими проблемами, когда не все идет так, как надо».
«Существуют определенные, передаваемые спортом, навыки», рассказывает Сисели Гей (Cicely Gay), международный руководитель отдела образования и интеграции в Ассоциации женского спорта. «Вы учитесь быть хорошим лидером и тому, как стать расторопными. Мы обнаружили, что более чем 80% женщин-руководителей компаний из списка «Fortune 500» были активными спортсменками».
Отведите вашу дочь на какое-то спортивное событие, в котором участвуют женщины, это поможет ей увидеть более широкую картину насчет женщин-атлеток. «Существует огромное количество восхитительных женщин-атлеток, таких как Мария Шарапова или женщины из WNBA», комментирует Негрон. «Поверьте в возможности атлетики. Напомните девушкам о подобных ролевых моделях».
Как быть хорошим «спортивным» родителем
Нет нехватки видео-историй в новостях или на Ютубе, демонстрирующих, как ужасно ведут себя родители по отношению к тренерам, арбитрам, другим родителям, даже к своим и чужим детям на детских спортивных соревнованиях и тренировках.
Ден Саферстен, психолог из Анн-Арбор, Мичиган, и автор книги «Выиграть или проиграть: гид для родителей детей-спортсменов» (Win or Lose: A Guide to Sports Parenting), говорит, что родителям необходимо отступить: нельзя быть столь эмоционально-вовлеченными в то, насколько успешно ваш ребенок занимается спортом. «Важно не попасть в ловушку, пытаясь заставить ребенка быть лучшим атлетом. Некоторые родители думают, что сами изменятся к лучшему, доведя ребенка до успеха. Лучше просто поддерживайте ребенка, как бы случилось в любом другом случае», - советует он.
Саферстен предупреждает родителей не жить свою жизнь через достижения их ребенка в спорте, и не позволять успеху ребенка быть индикатором своего собственного успеха, как родителей. «Родителей может опьянить талант их ребенка. Каким-то образом они считают, что если их ребенок талантлив и преуспел, значит, они - хорошие родители. Пусть это будет делом вашего ребенка, а не вашим. Здесь суть не в том, чтобы получить отдачу от вложения ваших средств. Вкладывайте деньги без каких-либо условий. Вы даете, т. к. думаете, что это обогатит жизнь вашего ребенка и жизнь вашей семьи, а не потому, что вы собираетесь получить спортивную стипендию в колледже».
Суть в том, что спорт должен быть для детей веселым. Давление, постоянная усталость от чрезмерных тренировок, недовольство родителей результатами – все это способно отдалить ребенка любого пола от спорта не менее надежно, чем общественное мнение. «Пусть это будет что-то, благодаря чему они смогут вырасти и научиться новому», подсказывает Саферстен. «Они там не для того, чтобы сделать что-то для вас».
Измените общую ситуацию, хотя бы внутри семьи
Родители могут поощрять и поддерживать свою дочь в стремлении опробовать различные виды спорта, вроде бега, сноубординга, велосипеда, футбола, скейтбординга, аэробики, борьбы, и т. д. Но помимо этого, родители могут обнаружить, что занятие спортом – это то, в чем можно участвовать всей семьей. Если девочка волнуется, что у нее не получится или ей не хватает умений в каком-то спорте, найдите хорошего тренера или подходящую детскую группу, где ее без давления на психику смогут обучить необходимым навыкам.
«Пытайтесь и определяйте, что ваша дочь больше не получает из ее занятий спортом», - рассказывает Моди. «Различные виды спорта не подходят автоматически идеально для любого человека. Так что, важно найти подходящее сочетание вида спорта и личности/умения/желания ребенка. Возможно, вы захотите попробовать различные спортклубы и группы, где вы сможете начать все заново, с новым тренером и новой группой девочек. Или, вы можете решить опробовать другой вид спорта. Их сотни в настоящее время, и каждый их них имеет различное направление, как например, развлекательное или соревновательное, круглогодичное или сезонное, командное или индивидуальное, контактное или изобразительное».
В то время как учить вашу дочь ценить необходимость следовать своим обязательствам важно, подталкивать и/или заставлять ее оставаться в каком-либо спорте – очень плохая идея, т. к. ответная реакция не заставит себя ждать: и еще хуже, если вы сразу ее не заметите.
«Возможно, будет хорошей идеей дать ей какое-то время отдохнуть от спорта и рассмотреть возможность начать снова через год или два. Точно так же, как женщины любят упражняться с друзьями, девочки любят заниматься спортом с их друзьями», добавляет Моди. «Поддержка от членов команды и привычного окружения в спорте дает потенциал оставаться очень сильной и продолжать занятия в течение длительного периода времени».