Как защитить своего ребенка от вредного влияния телевизора и компьютера?
- Подробности
- Категория: Родителям
- Просмотров: 1607
В жизни каждой семьи наступает момент, когда ребенок начинает интересоваться включенным телевизором или компьютером, который в это время работает. Мерцание изображений на экране или мониторе привлекает внимание, восхищает, а перед родителями стоит серьезная проблема: как, в каком виде и сколько позволять ребенку играть с этими современными устройствами и разрешать ли вообще?
О вредном влиянии компьютера и телевизора для детей написано много. Просмотр телевизора вреден для глаз, может развиться сколиоз, близорукость (это называется количественный аспект). Ребенок видит пропаганду насилия, разрушения ценностей, разврата и другие вредные влияния (качественный аспект).
Как же защитить своего ребенка от вредного влияния телевизора и компьютера? Даже если вы избавитесь от телевизора или установите на компьютер пароль, ребенок сможет посмотреть мультфильмы, детские фильмы или поиграть в игры на компьютере у друзей. Посмотрим на эту ситуацию под другим углом. Сегодня часто говорят, что компьютер или телевизор является средством воспитания.
Действительно ли это так?
На самом деле, ситуация складывается таким образом, что современные устройства становятся не средством, а альтернативой воспитанию. И альтернативой отрицательной. Когда и зачем родители позволяют своим детям (маленьким или подросткам) весь день смотреть телевизор или «зависать» в компьютере? Тогда, когда самим родителям не хватает времени, возможностей, сил или желания проводить это время с детьми.
Очевидно, что проще посадить малыша смотреть мультики или детские фильмы чем сотый раз читать с ним сказку про «Курочку Рябу». И проще позволить подростку играть или общаться в сети, чем разбираться в очередных хитросплетениях типа «Вася любит Маню, а Маня любит Петю». Более того, родителям очень часто нужно прилагать большие усилия, чтобы остаться интересными и авторитетными собеседниками для своих детей.
Если ребенку три годика, это еще не так актуально. А вот родителям подростков иногда сложно даже понять, о чем рассуждает сын или дочь. Интересы поколений расходятся все дальше, и проще пустить все «на самотек», чем пытаться преодолеть это расстояние. Что же можно предложить родителям в отношении современной мультимедийной техники? Прежде всего я бы призвала быть реалистами. Действительно, воспитание детей является очень тяжелым делом, которое требует много сил и энергии. Родители тоже живые люди, и поэтому нет ничего плохого в том, что им нужно время «для себя»: чтобы восстановить силы, отдохнуть или сделать какие-то дела по хозяйству, которые не связаны непосредственно с ребенком, -- убрать, приготовить еду и т.д . То время, которое ребенок проводит, глядя мультики, детские фильмы может быть использован именно таким образом.
Что же делать с вредным влиянием телевидения на детей и подростков? Я бы предложила следующий шаг: телевизор и компьютер могут стать настоящими средствами воспитания, но не альтернативой ему. Что это значит? Прежде всего надо обратить внимание на те два аспекта воздействия современных устройств, о которых мы говорили ранее (количественный и качественный), и взять их под свой контроль.
Количественный аспект. Существует много советов психологов и врачей относительно того, сколько времени дети разного возраста могут проводить перед телевизором и компьютером без вреда для себя. Эти нормы родителям чрезвычайно важно знать и выдерживать, так же как и санитарно-гигиенические правила относительно расстояния экрана от глаз ребенка, освещения комнаты и т.д.
Качественный аспект. В обязательном порядке родители должны точно знать, что в конкретный момент смотрит их ребенок или в какую игру он играет. Поэтому первое правило всех родителей: прежде чем показать детский фильм или даже мультфильм ребенку – просмотрите его сами! Не позволяйте детям играть в компьютерные игры, в которые вы сами не играли (если вы вообще не играете в них, то не предлагайте их детям).
Найдите время, чтобы обсудить с ребенком просмотренное. Даже с самыми маленькими детками можно искать ответы на вопросы: кто из персонажей тебе понравился, кто нет, кто был хорошим, а кто плохим? С более взрослыми детьми и подростками можно рассуждать, почему, по-твоему, герой сделал так, а не иначе? Как бы ты себя вел на его месте? Можно было сделать по-другому? Такие дискуссии будут еще более интересными, когда на просмотр детского фильма или мультика сможет собраться вся семья. Тогда это может стать тем временем, который и родители и дети проведут вместе, смогут обсудить что-то интересное, больше узнать о том, что важно для других членов семьи. Это сделает современную технику полезным помощником в воспитании ваших детей.