Почему они такие
- Подробности
- Категория: Родителям
- Просмотров: 1951
Что происходит с человеком в этот период его развития? Какие поведенческие особенности подростка отражают его сущность? Вот основные особенности подросткового возраста с точки зрения физиологии и психологии.
Личность
Личность
- Заметные физиологические изменения. Перестройка всех систем и органов. Изменение внешности. Повышенное внимание к своему телу (оно заставляет обращать на себя внимание).
- Изменения сексуального статуса. Изменение чувствительности. Появление и формирование сексуальных влечений. Новые ощущения – новое отношение к себе.
- Сомнение в своей ценности и адекватности.
- Ощущение необходимости строить собственное «я».
- Необходимость обретения навыков взаимодействия с собой и со своими чувствами, решения личностных сложностей и проблем, отстаивания своего выбора.
Отношение к миру
- Изменения выталкивают подростка из уютной «скорлупы» детства и заставляют искать новую опору.
- Подросток начинает строить свою иерархию ценностей. Его не устраивает то, что предлагают ему взрослые – это возвращает его в тот мир, из которого он только что выбрался. Он должен проделать собственную работу по построению своей личности – иначе его крылья не окрепнут (так называемая «реакция эмансипации»).
- Он разрушает все – это отказ от того, что ему преподносят на блюдечке. Он как бы говорит нам: «я сам, я хочу свое собственное», и отталкивает предлагаемое обществом и родителями «блюдечко».
- Первая ценность для него – свобода. Свобода в понимании подростка – возможность делать то, что он хочет.
- Он экспериментирует со всем, что его окружает и с самим собой. Это его способ познания мира.
- Ему необходимо принадлежать чему-то большему: поклоняться кумиру, желательно «бунтарю», быть приверженным какой-нибудь «альтернативной» идеологии, чувствовать себя элементом чего-нибудь сильного.
- Ему в любом случае приходится овладевать навыками отношения с миром, способами реагирования на окружающую среду. Он берет те, которые оказываются доступными и не кажутся недостойными.
Отношение к другим
- Ориентация на сверстников. Ему нужно общение, где его воспринимают как личность, общение взрослого с взрослым, общение равных. Только так он чувствует себя достаточно ценным. Другие варианты воспринимаются как давление и вынуждают убегать дальше и дальше, разрушать больше и больше.
- Тенденция к образованию группировок («металлисты», «панки», «рэпперы», «скинхеды», «кислотники», «рэйверы», «роллеры», «толкиенисты» и многие другие). Принадлежность к некоторым группировкам определяет выбор того или иного стиля поведения и может являться фактором, способствующим формированию аддитивного (зависимого) поведения.
- Проблемы в семье. Родители, как самые близкие взрослые, отвечают за всю взрослую половину человечества, и большая часть протеста против мира взрослых ложится на их плечи. Да и самим родителям очень хочется видеть в своем ребенке не бунтаря и задиру, а полное выполнение всех своих несбывшихся некогда чаяний.
- И снова ему необходимо учиться навыкам взаимодействия с другими людьми, навыкам общения, способам построения отношений и соблюдения границ.