1. Перейти к меню
  2. Перейти к содержанию
  3. Перейти в конец страницы

Элементарные сведения о музыкальной грамоте

На уроках физического воспитания следует использовать музыку простую по форме и содержанию, жизнерадостную и бодрую по характеру. Рекомендуются танцевальные и песенные формы музыкальных произведений, галопы, польки, экосезы, вальсы, мазурки, народные танцевальные и песенные мелодии, популярные современные песни.

При ведении урока с музыкальным сопровождением прежде всего надо уметь правильно распределять движения по счету. Для этого надо знать временную организацию музыкального произведения. Слушая музыку, мы замечаем в ней равномерно повторяющиеся ударения, называемые метрическими. Они делят музыку на такты. Такты бывают разного размера.

Основной единицей движения обычно считается четверть. Если от одной ударной доли до другой отсчитываётся две четверти, то получается размер такта %, если три, то % и т. д, Наиболее употребительные двух- и трехдольные такты. Из них образуются остальные — сложные. Из сложных наиболее распространен четырехдольный. Размер такта указывается в начале музыкального произведения в виде дроби. Числитель дроби указывает на количество долей в такте, знаменатель — на длительность этих долей.

Не все музыкальные произведения начинаются с полного такта, т. е. с ударного звука. Многие из них начинаются с половины такта или с одной четверти, одной восьмой и т. д. Такой такт называется затактом. Счет во время выполнения упражнений можно вести по тактам или по четвертям. Так, например, если на каждый такт вальса выполняется одно какое-то движение, то удобнее считать по тактам. Счет должен совпадать с первой четвертью такта — метром. Если же на каждую четверть такта делаются разные движения, то считать следует по четвертям. При выполнении каких-либо танцевальных шагов счет ведется по четвертям, а иногда и по восьмым (1-«и»). Например, делая вальсовые шаги, надо считать 1— 2—3, так как в каждом такте вальса содержится три четверти. Танцуя польку, считать следует 1-«и»— 2-«и», потому что танцевальный шаг польки состоит из четырех движений. Каждое движение выполняется на одну восьмую, а такт польки состоит из двух четвертей или четырех восьмых. Записывать упражнения можно по тактам или по счету либо комбинированно.

Примерная схема записи шага польки вперед. И. п. — III позиция, правая нога впереди, руки на пояс.

подпись: примерная схема записи шага польки вперед. и. п. — iii позиция, правая нога впереди, руки на пояс.

Когда музыкальное произведение начинается с затакта (неполный такт), счет надо начинать с полного такта, за исключением тех случаев, когда на затактовые четверти или восьмые обозначено какое-то движение. Например, в вышеприведенном примере с полькой.

 


Последние комментарии