Основные средства гимнастики - Дети и спорт
  1. Перейти к меню
  2. Перейти к содержанию
  3. Перейти в конец страницы

Основные средства гимнастики

Типичными для гимнастики средствами (упражнениями) явля­ются специально разработанные движения. Многие из них заим­ствованы из трудовой, боевой и бытовой деятельности людей, неко­торые возникали по мере развития научных знаний и опыта применения различных движений в педагогических целях.

Гимнастические упражнения классифицируются в соответствии с педагогическими задачами и структурой двигательных действий на следующие основные группы.

  1. Строевые упражнения — совместные действия в строю (вклю­чая и одиночные). Они содействуют воспитанию организованности и дисциплины, приучают к совместным организованным действиям, формируют правильную осанку человека, делают его более подтянутым, ловким, стройным.
  2. Общеразвивающие упражнения применяются для разносто­ронней физической подготовки, расширения функциональных воз­можностей организма и воспитания правильной осанки. С их по­мощью оказывается избирательное воздействие на отдельные группы мышц и весь двигательный аппарат в целом, облегчается процесс овладения разнообразными навыками. Общеразвивающие упражнения позволяют человеку овладевать такими двигательные ми умениями, которые он может использовать для построения двигательных действий любой сложности.
  3. Вольные упражнения — комбинации различных гимнастиче­ских упражнении я соединении с элементами акробатики и хорео­графии. Такие комбинации составляются в соответствии с установ­ленными требованиями. Основная цель композиций — совершенствование координационных способностей, воспитание чувства ритма и красоты движений. Вольные упражнения — эффективные средства формирования школы движений. Они могут выполняться без предметов (в спортивной гимнастике) и с различными предме­тами (в художественной гимнастике, в массовых гимнастических выступлениях и просто в учебных целях).
  4. Прикладные упражнения — ходьба, бег, метания, лазанье, перелезание, преодоление препятствий, переползания, равновесия.С их помощью занимающиеся овладевают основными жизненно необходимыми навыками и умениями, учатся применять их в раз­личной обстановке. Применяемые в комплексе прикладные упраж­нения — одно из действенных средств разностороннего физического развития.
  5. Прыжки — хорошее средство совершенствования координа­ционных способностей занимающихся. Они оказывают положитель­ное воздействие па сердечно-сосудистую и дыхательную системы, в связи с чем занимают в гимнастике важное место.
  6.  Упражнения на снарядах. Упражнения на коне, кольцах, брусьях, перекладине, брусьях разной высоты, гимнастическом бревне — наиболее характерные средства спортивной гимнастики. Основное их назначение — совершенствование координации движе­ний. Непременное условие успешного овладения этими упражне­ниями — всесторонняя физическая подготовленность, а также вы­сокий уровень развития специальных двигательных способностей, волевых качеств и вестибулярного аппарата. Конструктивные осо­бенности самих снарядов и необычные условия опоры (преимуще­ственно на руках) обусловливают значительную интенсивность этих упражнений. Помимо указанных снарядов в гимнастике широко применяют­ся снаряды массового типа (для одновременных занятий фронталь­ным, поточным и другими способами). К ним относятся: гимнасти­ческие стенки, шесты, канаты, лестницы, гимнастические скамейки, а также многокомплектные снаряды, позволяющие выполнять раз­личные упражнения большим группам одновременно.
  7.  Акробатические упражнения объединяют акробатические прыжки и упражнения в балансировании, включая статические положения. Эти упражнения широко применяются на занятиях с различными контингентами для развития силы, ловкости, гибкости, быстроты реакции, ориентировки в пространстве, воспитания воле­вых качеств, особенно смелости и решительности, а также для тре­нировки вестибулярного аппарата.
  8. Упражнения художественной гимнастики включают в себя са­мые разнообразные движения, в том числе  и танцевальные. Они органически связаны с музыкальным сопровождением и содейству­ют эстетическому воспитанию занимающихся. Эти упражнения применяются в занятиях с женщинами.

При занятиях гимнастикой широко применяют разнообразные подвижные игры и спортивные эстафеты с целью совершенствова­ния и закрепления многих важных навыков и умений, а также по­вышения эмоционального тонуса занимающихся.

Перечисленные основные средства гимнастики, учитывая их преимущественное воздействие, целесообразно объединить следую­щим образом:

а) упражнения, направленные па общее развитие физических качеств и двигательных способностей (строевые и общеразвиваю­щие упражнения, гимнастические игры и эстафеты);

б) упражнения, направленные на формирование жизненно не­обходимых навыков и умений (прикладные упражнения, прыжки);

в)  упражнения, направленные на интенсивное развитие и совер­шенствование двигательных способностей и волевых качеств (вольные упражнения, опорные прыжки, упражнения на снарядах, акробатические упражнения и упражнения художественной гимна­стики).

Такое деление основных гимнастических упражнений облегчает их подбор для решения тех или иных педагогических задач.


Последние комментарии