Место и значение гимнастики в физическом воспитании - Дети и спорт
  1. Перейти к меню
  2. Перейти к содержанию
  3. Перейти в конец страницы

Место и значение гимнастики в физическом воспитании

Гимнастика, созданная на основе многовекового опыта и дости­жений современной науки в области физического воспитания.

Особенно велико значение гимнастики в физическом воспитание детей и подростков. С помощью многообразных гимнастических упражнений наиболее успешно решаются задачи начального физи­ческого воспитания, когда создается основа для развития двигательных способностей.

Гимнастика имеет огромное оздоровительно-гигиеническое зна­чение. Один из выдающихся историков древнего мира Плутарх, оценивая оздоровительное значение гимнастики, заметил: «Гимна­стика есть целительная часть медицины». Русские ученые с мировым именем: И. М. Сеченов, И, П. Павлов, И. И. Мечников, П- Ф. Лесгафт, В. В. Гориневскнй, отдавая должное двигательной деятельности человека, большое значение придавали физическим упражнениям (гимнастике), рассматривая их как лучшее средство повышения жизнедеятельности и работоспособности, а также оздоровления и активного отдыха.

Гимнастика формирует важные прикладные навыки и умения в преодолении различных препятствий, переноса . Тяжестей и т. д, совершенствует координационные способности человека.

Гимнастика — незаменимое средство в борьбе со смещениями внутренних органов в необычных условиях. Благодаря многократ­ному повторению, различных переворотов, вращений, спадов, подъ­емов организм гимнастов все меньше и меньше реагирует на не­обычные положения тела.

Умение сохранять работоспособность в необычных условиях особенно важно для летчиков и парашютистов, для моряков и ры­баков, для верхолазов и монтажников, а также для представите­лей многих других специальностей.

Гимнастика — эффективное средство эстетического воспитания человека, так как в ней широко используется музыкальное сопро­вождение. Техника гимнастических упражнений предусматривает легкость и выразительность движений, элегантность действий ис­полнителя. Это способствует развитию эстетических вкусов гим­настов.

Велико и педагогическое значение гимнастики. Находясь в коллективе, спортсмены воспитываются в духе  сознательности, активности и творческого отношения к делу. Твердый, регламентированный порядок занятий дисципли­нирует гимнастов, приучает их внимательно относиться к процессу физического воспитания. Используемые в гимнастике методы по­зволяют стимулировать активность интеллектуальной деятельности занимающихся. П. Ф. Лесгафт, оценивая значение гимнастики в школе, писал: «Умственное и физическое образование так тесно связаны между собой, что должны составлять нераздельную зада­чу школы; всякое одностороннее развитие непременно нарушит гармонию в образовании и не создаст условий для развития цель­ного человека».

Физическое воспитание осуществляется в двух взаимо­связанных направлениях: обще подготовительном и прикладно-­специализированном (профессионально-прикладное, военно-при­кладное и спортивно-прикладное). Средства гимнастики, ее методы и формы организации занятий широко применяются как в том, так и в другом направлении.

Большое значение придается умению составлять и выполнять комплекс гигиенической гимнасти­ки, объяснять его роль в повседневной жизни. Данный норматив предполагает владение необходимым количеством обще развиваю­щих упражнений для всех частей тела, умение распределить их в определенной последовательности и выполнить в соответствии с принятыми в гимнастике требованиями к качеству исполнения: точности исходных и конечных положений, амплитуде движений, осанке. Благодаря систематическому выполнению комплексов ги­гиенической гимнастики в форме утренней зарядки или упражнений в течение дня развиваются силовые качества мышц, подвижность в суставах, приобретается потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями. Навыки проведения гигиенической гимнастики являются основой и в деятельности общественных ин­структоров физкультуры, производственной гимнастики.

Другие гимнастические нормативы в основном направлены на определение уровня развития силовых качеств, преимущественно рук, плечевого пояса и туловища. Умения и навыки удержании веса своего тела в упоре, подтягивание в висе, лазанье имеют прикладное значение, характеризуют ловкость человека  во многих жизненных ситуациях. Подготовка к сдаче данных нормативов  предполагает многократное повторение подготовительных упражнений, укрепляющих и развивающих определенные мышеч­ные группы.

Силовые нормативы для мужчин несколько отличаются от нор­мативов для женщин и по содержанию, и по числу повторений в каждой ступени комплекса. Это определяет подбор подготовитель­ных упражнений и методику работы с занимающимися. Хорошая гимнастическая подготовка инструктора, преподавателя физвоспитания способствует не только успешной сдаче учениками нормативов по гимнастике, особенно упражнений на снарядах, но и подго­товке их к сдаче других норм, связанных с развитием качеств, приобретаемых занятиями гимнастикой.


Последние комментарии