1. Перейти к меню
  2. Перейти к содержанию
  3. Перейти в конец страницы

Методические указания

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Обучение осуществляется по принципам советской педагогики: сознательности и активности, систематичности и последовательности,'наглядности, доступности, прочностиМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Обучение осуществляется по принципам советской педагогики: сознательности и активности, систематичности и последовательности,’наглядности, доступности, прочности. Чтобы создать предварительное представление о предлагаемом упражнении, его следует правильно назвать и показать. Затем надо разобрать технику выполнения упражнения, выделяя наиболее трудные детали движения. При разборе техники можно повторно продемонстрировать упражнение в замедленном темпе и с меньшей амплитудой или прибегнуть к показу наглядных пособий. Затем упражнение показывается еще раз. Далее можно вызвать одну из учениц для выполнения упражнения. Остальные наблюдают и определяют ошибки. Это играет важную роль в осмысливании техники упражнений и помогает предупреждать ошибки. Затем занимающиеся выполняют упражнение одновременно всей группой. Преподаватель по ходу делает дополнительные разъяснения и поправляет ошибки, поочередно направляя свое внимание на разных учениц. Полезно давать время на самостоятельную работу, разделив группу на пары. Одна ученица выполняет упражнение, другая проверяет, затем наоборот. Замечая ошибки в исполнении подруги, пытаясь объяснить ей их причину, девочка-«учитель» развивает внимание, наблюдательность, воспитывает в себе умение анализировать движение и понимать его суть.

Если упражнение сложно, то до показа его следует проработать подводящие к нему упражнения. Бывают дети, которые медленнее других схватывают какое-либо движение, но, поняв, в дальнейшем хорошо и красиво выполняют его. Таким детям надо давать дополнительное время на освоение упражнения и дольше работать над подводящими упражнениями. Не надо торопиться вызывать их для выполнения упражнения на оценку. Плохая оценка может отбить желание заниматься.

К подводящим упражнениям можно вернуться вновь, если группа долго не овладевает какой-либо сложной формой движения. Например, в вальсовом шаге в сторону наиболее трудным элементом является шаг с мягким перекатом с носка на всю стопу, выполняемый на счет «раз» (1). Его следует тренировать отдельно, вне связи с последующими движениями ног. Обычно до вальсового шага изучается перекатный шаг, являющийся подводящим упражнением к вальсовому. Так же отдельно разучиваются движения вальсового шага в сторону (без перекатного шага), и лишь после этого соединяются оба движения.

Изучая различные формы прыжков, сначала осваивают положение туловища в полете без прыжка на шагах или используют опору (гимнастическую стенку). Например, изучая прыжок-скачок, предварительно отрабатывают высокий шаг. В высоком шаге положение туловища, ног и рук полностью соответствует положению их в фазе полета в прыжке скачок.

При изучении сложных поворотов первое время уменьшают поворот, замедляют темп. Чтобы закрепить какое-либо упражнение, следует давать его в сочетании с другими движениями, применять в подвижных играх или упражнениях прикладного характера. Например: пройти по рейке гимнастической скамейки, вращая обруч на правой руке, выполнить броски мяча вверх на рейке гимнастической скамейки, провести эстафету со скакалкой и т. д.

При разучивании различных комбинаций с предметами и без предметов наиболее сложные элементы и связки прорабатываются предварительно, до разучивания всей комбинации.

Танцевальность упражнений художественной гимнастики требует подтянутой, красивой осанки, придающей движениям элегантность и изящность. Поэтому в течение всего урока необходимо за ней следить. Особенно это относится к упражнениям у опоры. Сохранение правильной осанки при выполнении различных упражнений имеет значение и для оптимальной нагрузки на работающие мышцы. Так, например, приседания или переходы из седа на пятках в стойку на коленях и обратно в сед, выполненные с сутулой спиной или с наклонами туловища вперед, уменьшают нагрузку на мышцы бедер.

В тренировочные упражнения художественной гимнастики входят элементы тренажа классического балета. Позиции ног, существующие в классическом балете, применяются и в художественной гимнастике, но выполняются без строгих требований к выворотности ног. У девочек, не наделенных от природы хорошей выворотностью, не следует ее добиваться, так как это может привести к нарушению осанки (увеличению поясничной кривизны).

На урок художественной гимнастики девочки должны приходить в чистых, хорошо пригнанных костюмах, в мягкой обуви (чешки или тряпочные тапочки,- плотно сидящие на ноге). Длинные волосы, нависающие на ли

цо и шею, следует подвязывать ленточкой или закалывать, чтобы они не мешали. Это дает возможность лучше контролировать осанку и не отвлекает учениц постоянными поправками.

В школе нет необходимости изучать все позиции ног. Достаточно использовать три позиции (рис. 1).

подпись:

 

I  позиция: пятки соединены, носки развернуты в стороны.

II  позиция: ноги врозь на расстоянии длины ступни, носки развернуты в стороны.

III позиция: пятка одной ступни прижата к середине другой, носки развернуты в стороны.

Находясь в любой из вышеописанных позиций, ноги следует держать прямыми, ягодичные мышцы напряженными, спину прямой, живот подтянутым, тяжесть тела равномерно распределять на обе стопы, опираясь на мизинцы.

Правила пользования опорой при выполнении упражнений. В спортивном зале опорой служит гимнастическая стенка, в балетном — специальная рейка, прикрепляемая горизонтально вдоль стен и называемая станком. При отсутствии в зале гимнастической стенки можно использовать спинки стульев. Упражнения выполняют стоя лицом, боком или спиной к опоре.

В положении лицом к опоре (рис. 2) кисти свободно лежат на рейке гимнастической стенки, руки согнуты в локтях, спина прямая, развернутые плечи опущены, голова приподнята.

В положении боком к опоре (рис. 3) кисть ближайшей к опоре руки лежит свободно на рейке гимнастической стенки примерно на уровне талии, несколько впереди туловища, запястье и локоть опущены.

В положении спиной к опоре следует стоять плотно к стенке, приняв правильную осанку, руки в сто-роны-вниз хватом сверху за рейку гимнастической стенки. Стоя левым боком к опоре, упражнение выполняют правой ногой, и наоборот. После выполнения упражнения правой ногой дается команда повернуться кругом. Поворот выполняется на носках налево скрещением правой ноги перед левой. После стойки правым боком к опоре поворот выполняется направо скрещением левой ноги перед правой.

На первом этапе обучения упражнения выполняют стоя лицом к опоре. После освоения упражнений у опоры переходят к тренировке на середине зала. При вытягивании ноги на носок в любом направлении туловище остается неподвижным. Сначала в положении стоя лицом к опоре изучают вытягивание ноги в сторону, а затем вперед и назад.

Вытягивание ноги в сторону (рис. 4): из I позиции работающая нога скользит всей стопой по полу в направлении II позиции, пятка, отделяясь от пола, максимально поднимается. Возвращаясь ви. п., нога постелен-’ но переходит с носка на всю стопу.

Вытягивание ноги вперед (рис. 5): из I позиций, сохраняя выворотность, работающая нога скользит всей стопой вперед по полу. Затем пятка отделяется 67 пола, и нога, продолжая скользить пальцами по полу, предельно вытягивается в подъеме. Носок касается пола

только первым и вторым пальцами, колено развернуто наружу. Возвращение ноги обратно в I позицию начинается с движения носка назад.

Вытягивание ноги назад (рис. 6): из I позиции работающая нога направляется носком назад и, продолжая скольжение пальцами по полу, раскрывается коленом наружу. Плечи и бедра не разворачиваются за ногой. Возвращение ноги обратно в I позицию начинается с движения пятки в выворотном положении.

Вытягивание ноги во всех направлениях выполняется точно по прямой.

подпись:

Полуприседания выполняют без отрыва пяток от пола, равномерно распределяя тяжесть тела на всю стопу. Из и. п. носки сомкнуты полуприсед выполняют коленями вперед, сохраняя прямое положение спины, а из 1 и II позиций —коленями в стороны. Тяжесть тела распределяется равномерно на обе стопы (рис. 7).

Глубокое приседание. Из I позиции, приседая, постепенно отделяют пятки от пола, направляя колени как можно шире в стороны (рис. 8). Приседание продолжается до предела, при этом сохраняется прямое по-

ложение туловища. Выпрямляясь, сначала ставят на пол пятки.

Приседание из II позиции (рис. 9) выполняется на всей стопе, пятки от пола не отделяются, спина прямая, колени направлены в стороны.

Различают подъемы на низкие и высокие полупальцы. Подъем на низкие полупальцы означает небольшой отрыв пяток от пола. Все танцевальные шаги обычно выполняются на низких полупальцах.

При подъеме на высокие полупальцы (рис. 10) пятки максимально отделяются от пола, тяжесть тела распределяется равномерно на все пальцы.

Пружинное движение ногами представляет собой полуприсед с последующим подъемом на носки.

В книге при описании различных упражнений часто встречается выражение «ноги слегка пружинят», что означает небольшой полуприсед с последующим выпрямлением ног (без подъема на носки). Движение носит характер легкого покачивания.

Позиции рук, существующие в классическом балете, в художественной гимнастике не применяются. Отличительной чертой движения рук является мягкость, гибкость, подвижность во всех суставах. При поднимании рук движение начинается от плеча, локти слегка сгибаются, придавая рукам округлую линию (рис. 11). Кисти

при движении рук вверх опущены. Опускание рук также начинается с небольшого опускания плеча. При движении рук вниз кисти постепенно поднимаются. При повторении подъема рук сохраняются те же принципы: первым поднимается плечо, затем предплечье, и последней опускается кисть. Если движение выполняется без повторения, то в конце его кисть опускается.

Следует отдельно изучать приседания, наклоны, поднимание и опускание рук и т. д., а затем можно давать их в сочетаниях. Например, приседания можно сочетать с полуприседаниями, с пружинными движениями ног, с наклонами и т. д.

Подготовка предметов, используемых на уроках художественной гимнастики

Скакалка. Изготовляется из пеньковой веревки. Концы ее завязываются в узелки или обматываются изоляционной лентой. Длина веревки должна соответствовать росту упражняющегося. Проверить длину скакалки надо так: встать на середине скакалки (рис. 12) и натянуть ее кверху. В этом положении кисти должны касаться подмышечных впадин.

Мяч. Размеры резиновых мячей, используемых в художественной гимнастике, различны. Диаметр малых мячей 8—12 см, средних— 15—20 см, больших — более 20 см. В начальной школе рекомендуется использовать мячи малых размеров, в старших классах — средних размеров.

Обруч. На соревнованиях по художественной гимнастике применяются деревянные и пластмассовые обручи. В учебной работе наи

более практичны, удобны и безопасны обручи из пластмассы диаметром 80—90 см.

Лента. Длина ленты 3—5 м, ширина 3—5 см. Чем длиннее лента, тем длиннее должна быть палочка. Наиболее удобны легкие палочки из бамбука сечением от 5 мм до 1 см. Для ленты длиной 3-4 м требуется палочка 40—50 см, для ленты 5 м —палочка 50—60 см (рис. 13). На конце палочки тонким гвоздиком прожигается сквозное отверстие. На проволоку надевают рыбо-

подпись:

 

ловный карабин и продевают ее в дырку на палочке, запаяв в виде колечка.

Используется атласная лента без синтетических волокон. (Синтетическая лента прилипает к телу и к полу, что затрудняет движения.) Начало ленты должно

быть сложено в два слоя. Один конец ее (длиной 1 м) загибается и прострачивается по краям. Двойной слой зашивается углом. В этом месте прикрепляется петля из тонкого шнура длиной 5—6 см. Петлю продевают во второе колечко карабина, а в саму петлю протягивают свободный конец ленты. Ленту следует жестко накрахмалить.

При выполнении упражнений палочку свободно держат большим, указательным и средним пальцами так, чтобы конец слегка упирался в ладонь у основания большого пальца.

 

 

 

 

 


Последние комментарии