Внутришкольные соревнования - Дети и спорт
  1. Перейти к меню
  2. Перейти к содержанию
  3. Перейти в конец страницы

Внутришкольные соревнования

 

Сдачу зачетных комбинаций на оценку можно проводить в форме соревнований. Это повышает интерес школьников к урокам физической культуры. Для проведения таких соревнований необходимо создать судейскую коллегию из самих учащихся. Большую помощь преподавателю могут оказать гимнастки, занимающиеся в ДЮСШ.

Оценивать исполнение упражнений своих товарищей следует научиться каждому. При проведении подвижных игр с элементами художественной гимнастики, рекомендованных в данной книге, желательно, чтобы все учащиеся смогли побывать в роли судьи. По окончании игры учитель должен отмечать хороших и слабых судей. Целесообразно привлекать детей к выставлению оценок своим товарищам за выполнение различных упражнений, Выслушав мнение ребят, преподаватель называет свою оценку и объясняет ошибки и достоинства исполнения упражнения тем или иным ученикам. Такая система работы является первоначальной формой судейского семинара.

Учащихся, правильно оценивающих работу своих товарищей, следует привлечь к судейству внутришколь-ных соревнований, проведя с ними ряд специальных занятий.

Так как подобные соревнования не являются классификационными, преподаватель может определить в баллах стоимость различных элементов, входящих в разучиваемые учебные комбинации. Сделать это рекомендуется заранее и в процессе работы сообщить учащимся и стоимость элемента, и ошибки, за которые будет снижаться оценка.   4

Таким образом, учащиеся уже в процессе урока будут готовы к выполнению своих судейских обязанностей. Кроме того, зная предъявляемые к ним требования, они смогут сознательно добиваться устранения ошибок.

Оценивая выполнение упражнений по десятибалльной системе, ошибки следует классифицировать как мелкие, значительные и грубые. За мелкую ошибку снимается 0,1, за значительную— 0,3, за грубую —0,5 балла.

Прежде всего учащиеся должны разобраться, как оценивать выполнение упражнений без предмета, состоящих из наклонов, поворотов, равновесий и прыжков. В этих упражнениях надо обращать внимание на амплитуду движения при наклонах и махах, высоту вылета в прыжках, устойчивость в равновесиях. Если все упражнение выполнено легко и грациозно, то оценку повышают.

Невытянутые носки, расслабленные ноги, небольшие колебания туловища при выполнении различных равновесий, неточное выполнение поворота (недовернулась на 45°), недостаточно мягкое приземление после прыжков и т. п. считаются мелкими ошибками. Эти же недочеты в выполнении упражнений, выраженные в большей степени, например угловатые движения, потеря равновесия, сопровождающаяся шагом в каком-либо направлении, подпрыгивание, касание руками пола, рассматриваются как значительные ошибки. Подскоки на опорной ноге во время поворота, опускание на пятку, неточное выполнение поворота (в пределах 90°), жесткое приземление, маленький вылет, сильно согнутые ноги в прыжках тоже считаются значительными ошибками.

К грубым ошибкам относятся: 1) опора руками об пол при выполнении различных равновесий; 2) вращение на всей стопе или неоднократные подскоки на опорной ноге во время поворота; 3) приземление на прямые ноги; 4) очень маленькая амплитуда движения ног в полете, сильно согнутые ноги при выполнении прыжков.

Ошибки в отдельных видах танцевальных шагов:

1.     В галопе: 1) отсутствие соединения ног в воз-

духе во время прыжка; 2) замена шага галопа двумя

шагами бега.

2.  В польке: 1) отсутствие затактового прыжка (на счете «и»); 2) замена приставных шагов двумя шагами бега.

3.  В вальсе: 1) резкое, жесткое сгибание ноги (прихрамывание) вместо мягкого перекатного шага на счете 1; 2) отсутствие равномерности и слитности шагов.

4.  В мазурке: 1) отсутствие стремительности бета и сильные вертикальные колебания туловища вместо стелющегося бега при выполнении женского шага мазурки; 2) отсутствие второго прыжка при выносе неопорной ноги вперед-вниз при выполнении мужского шага мазурки; 3) сильные вертикальные колебания туловища вместо скользящего движения вперед; 4) отсутствие скольжения вперед.

Ошибки в выполнении упражнения с мячом.

Мяч не следует захватывать или зажимать пальцами. Он должен лежать на ладони свободно, слегка согнутые пальцы образуют как бы гнездо. Броски всегда сопровождаются предварительным замахом, а ловля —движением рук вниз.

Почти все упражнения с мячом, выполняемые на месте, сопровождаются легким пружинным движением ног, придающим упражнению плавный, раскачивающий характер. При ловле рука с мячом не должна касаться тела. Небольшие отклонения от перечисленных требований будут считаться мелкими ошибками, более заметные отклонения —значительными. К мелким ошибкам относятся: незначительное отклонение от правильного выполнения элемента, легкое касание тела мячом при ловле, жесткая ловля мяча, захват мяча и нарушение непрерывности перекатов мяча по полу или по различным частям тела. К значительным ошибкам относятся: потеря мяча с нарушением темпа движения, захват мяча с прижиманием его к телу. К грубым ошибкам относится продолжительная потеря мяча.

Ошибки в выполнении упражнения со скакалкой.

Все движения скакалкой надо выполнять кистью или всей рукой свободно, держать скакалку пальцами, точно соблюдать задуманную плоскость движения, делать упражнение без остановок, слитно, с большой амплитудой, четко, легко и выразительно. Махи и вращения следует выполнять натянутой, ровной скакалкой без касания ею тела.

К мелким ошибкам относятся: нерасправленная скакалка, недостаточно выпрямленное туловище во время прыжков, касание (задевание) тела скакалкой, запутывание без потери темпа и потеря скакалки без схождения с места.

К значительным ошибкам относятся: зажимание скакалки в кулаке (за исключением в больших прыжках, при бросках и ловле). Тяжелые прыжки, запутывание в течение 4 счетов, потеря скакалки до 4 счетов со схождением с места.

К грубым ошибкам относятся: потеря скакалки со схождением с места более четырех шагов, запутывание ее более 4 счетов, пропуск элементов.

Ошибки в выполнении упражнения с обручем.

Движения с обручем (повороты, махи, прыжки, броски и вращения) следует выполнять в указанной плоскости (не считая специально задуманных фиксированных положений) с продолжением вращения его после ловли. При перекате по полу или по телу обруч не должен подпрыгивать.

Мелкими ошибками следует считать: несущественное отклонение от правильного выполнения, незначительное нарушение плоскости движений обручем, подпрыгивание обруча при перекатах, потерю обруча без схождения с места, ловлю его на запястье.

Значительными ошибками следует считать: потерю обруча со схождением с места, ловлю его в остановку, ловлю на предплечье без потери темпа движения, нарушение плоскости движений.

Грубыми ошибками считаются: продолжительные потери обруча (возвращение его с помощью зрителей), невыполнение элемента или значительное его искажение.

Ошибки в выполнении упражнения с лентой.

Выполнять упражнения с лентой надо так, чтобы она непрерывно находилась в движении. При выполнении махов и кругов лента должна быть натянутой, амплитуда движений —максимальной. В змейках зубцы ленты должны быть частыми, одинаковыми по высоте (примерно 50 см). В пятиметровой ленте следует образовывать 4—5 зубцов. Витки спиралей ленты также должны быть одинаковыми по величине. Их надо располагать близко один к другому и захватывать всю длину ленты. При выполнении восьмерок лентой обе ее половины должны быть одинаковыми (левая и правая в горизонтальной восьмерке и верхняя и нижняя половина в вертикальной).

К мелким ошибкам относятся: 1) волнистость ленты и прерывистость движения при выполнении махов и кругов; 2) неодинаковые по высоте зигзаги ленты при выполнении змеек и выпрямленный конец ее;

3)  выполнение  змейки не  кистью,  а  всей рукой;

4)  при выполнении спиралей: круги неодинакового размера, конец ленты не участвует в движении, спираль выполняется с помощью плеча; 5) при выполнении восьмерок обе части ее неодинаковы по величине.

К значительным ошибкам относятся: 1) при перемене направления движения лентой часть ее падает на пол; 2) запутывание лентой тела с потерей темпа до 4 счетов; 3) завязывание узла или петли; 4) потеря ленты с потерей палочки на пол до 4 счетов; 5) большая часть ленты не участвует в движении змейки или спирали; 6) нет полной восьмерки (только одна половина).

К грубым ошибкам относятся: 1) потеря ленты с остановкой движения больше 4 счетов; 2) продолжительное запутывание ленты вокруг тела, рук или ног, влекущее за собой пропуск элемента.

Все упражнения с предметами сочетаются с элементами равновесий, наклонов, прыжков и поворотов. Сбавки за ошибки в выполнении последних определяются по правилам судейства упражнений без предмета.

В классах, в которых большое количество девочек занимается в ДЮСШ спортивной или художественной гимнастикой или в танцевальных кружках, требования к выполнению упражнений повышаются. Наоборот, в классах, где преобладают учащиеся со слабой физической подготовкой, требования могут быть несколько снижены.

 

 

 

 


Последние комментарии