Гимнастика в дореволюционной России
- Подробности
- Категория: История гимнастики
- Просмотров: 7077
Развитие гимнастики в России шло в основном так же, как и за рубежом.
Элементы гимнастики в быту народов, населявших нашу страну, существовали издавна. Праздничные развлечения включали выступления скоморохов, акробатов. В Средней Азии большой популярностью пользовались канатоходцы. Некоторые народы Кавказа, использовали упражнения с небольшими тяжестями, служившие средством разминки перед борьбой. Почти у всех народов были в почете верховая езда и вольтижировка.
Развитию гимнастики в значительной степени способствовало стремление известных полководцев повысить уровень физической подготовки русской армии. Основы физической подготовки войск были заложены при Петре I. В потешных, позже ставших гвардейскими (Семеновский и Преображенский), полках, созданных Петром. I, применялись различные физические упражнения с целью обучения солдат преодолению препятствий и другим военным навыкам и умениям. По указу Петра I гимнастика была введена в военно-морских учебных заведениях. Много внимания совершенствованию системы физической подготовки русской армии уделяли выдающиеся русские полководцы А. Румянцев, А. Суворов, адмирал Ф. Ушаков и др.
А. В. Суворов (1730—1800) создал ,свою систему военно физической подготовки солдат, основное внимание в которой уделялось упражнениям в беге, преодолению препятствий, переноске предметов, штыковому бою. Традиции А. В. Суворова продолжал М. И. Кутузов.
Большая заслуга в разработке основ физической подготовки в русской армии принадлежит М. И. Драгомирову (1830—1915). Он существенно дополнил суворовскую систему обучения войск, определил задачи физической подготовки для различных родов войск, разработал методику занятий гимнастикой в армии. В подготовке специального наставления по физическому воспитанию войск армии и. флота принимал участие П. Ф, Лесгафт, что обеспечило научное обоснование наставления.
Позднее в русской армии предпочтение стали отдавать упражнениям на гимнастических снарядах, и с 1910 г, в основу физической подготовки была положена сокольская система гимнастики.
Для руководства физической подготовкой учащихся военноучебиых заведений был приглашен П. Ф. Лесгафт. Следует отметить, что до начала активной деятельности П. Ф. Лесгафта в России не существовали программы по физическому воспитанию для учебных заведений.
Система гимнастики П. Ф. Лесгафта. Как уже отмечалось, существенную роль в развитии гимнастики в России сыграл известный ученый анатом и педагог П. Ф. Лесгафт (1838—1909). В 1875 г. он побывал в ряде западноевропейских стран и познакомился с постановкой физического воспитания. П. Ф. Лесгафт— первый создатель отечественной системы гимнастики. В 1880 г. вышла его книга «Приготовление учителей гимнастики в странах Западной Европы», в которой давалась характеристика систем гимнастики и указывалось на отсутствие в них научного обоснования.
Лесгафт разработал систему физического образования детей школьного возраста на гимнастической основе, причем он исходил не из гигиенических, а из педагогических задач. Он опубликовал первое научно обоснованное «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». Лесгафт считал, что важно как можно быстрее и с наименьшей затратой сил научить ребенка и подростка владеть своим телом. Для этого ему нужно осознавать все свои движения, а не механически подражать руководителю. Его методические требования сводились к следующему:
— цель физического образования заключается во всестороннем гармоническом развитии личности;
— выбор применяемых упражнений должен определяться задачами (педагогическими) физического воспитания;
— при подборе упражнений должны учитываться возрастные и другие особенности учащихся; сами упражнения должны быть естественными;
— в занятиях должен соблюдаться принцип постепенности и последовательности;
— физическое образование учащихся должно быть тесно связано с умственным образованием и нравственным воспитанием.
П. Ф. Лесгафт был противником изучения «частных приемов», т. е. специализированного обучения искусству движения. На этом основании он отвергал упражнения на гимнастических снарядах и акробатические упражнения, как «малополезные для физического образования». Эти крайние взгляды П. Ф. Лесгафта во многом объясняются содержанием и несовершенной методикой спортивной гимнастики того времени.
П. Ф. Лесгафт показал, как тщательно нужно выбирать те или иные упражнения для достижения желаемого результата. Он призывал ученых и педагогов к творческому подходу, к борьбе против некритического переноса в практику физического воспитания зарубежных систем гимнастики и спорта.
Заслуга П. Ф. Лесгафта состоит в том, что он первым разработал научно обоснованную систему физического воспитания детей на гимнастической основе, что оказало значительное влияние на развитие теории и практики физической культуры в нашей стране.
К началу первой мировой войны основными специалистами по физическому воспитанию в России были чехи. Сокольская гимнастика преподавалась в 854 учебных заведениях (54%) и была признана официальной системой физического воспитания для средних учебных заведений. В учебных округах проводились специальные курсы по подготовке отечественных специалистов по гимнастике.
К этому периоду теория и практика гимнастики достигли значительного развития. Россия уступала лишь тем странам., где гимнастика являлась основой национальной системы физического воспитания (Франция, Швеция, Германия, Чехия).
Возникновение и распространение в России гимнастических обществ способствовало развитию спортивной гимнастики. В последующие годы в ряде гимнастических обществ стали культивировать шведскую гимнастику, имевшую гигиеническую направленность. В 1881 г. в Москве при участии Писателей А. П. Чехова и
В. А. Гиляровского было основано «Русское гимнастическое общество», в котором состояли рабочие, студенты, мелкие служащие и представители буржуазии.
С 1885 г. в России стали проводиться соревнования по гимнастике.