1. Перейти к меню
  2. Перейти к содержанию
  3. Перейти в конец страницы

Гимнастика в дореволюционной России

Развитие гимнастики в России шло в основном так же, как и за рубежом.

Элементы гимнастики в быту народов, населявших нашу стра­ну, существовали издавна. Праздничные развлечения включали выступления скоморохов, акробатов. В Средней Азии большой по­пулярностью пользовались канатоходцы. Некоторые народы Кав­каза, использовали упражнения с небольшими тяжестями, служив­шие средством разминки перед борьбой. Почти у всех народов бы­ли в почете верховая езда и вольтижировка.

 

Развитию гимнастики в значительной степени способствовало стремление известных полководцев повысить уровень физической подготовки русской армии. Основы физической подготовки войск были заложены при Петре I. В потешных, позже ставших гвардей­скими (Семеновский и Преображенский), полках, созданных Пет­ром. I, применялись различные физические упражнения с целью обучения солдат преодолению препятствий и другим военным на­выкам и умениям. По указу Петра I гимнастика была введена в военно-морских учебных заведениях. Много внимания совершен­ствованию системы физической подготовки русской армии уделяли выдающиеся русские полководцы А. Румянцев, А. Суворов, адми­рал Ф. Ушаков и др.

А. В. Суворов (1730—1800) создал ,свою систему военно­ физической подготовки солдат, основное внимание в которой уде­лялось упражнениям в беге, преодолению препятствий, переноске предметов, штыковому бою. Традиции А. В. Суворова продолжал М. И. Кутузов.

 

Большая заслуга в разработке основ физической подготовки в русской армии принадлежит М. И. Драгомирову (1830—1915). Он существенно дополнил суворовскую систему обучения войск, опре­делил задачи физической подготовки для различных родов войск, разработал методику занятий гимнастикой в армии. В подготовке специального наставления по физическому воспитанию войск ар­мии и. флота принимал участие П. Ф, Лесгафт, что обеспечило на­учное обоснование наставления.

Позднее в русской армии предпочтение стали отдавать упраж­нениям на гимнастических снарядах, и с 1910 г, в основу физиче­ской подготовки была положена сокольская система гимнастики.

Для руководства физической подготовкой учащихся военноучебиых заведений был приглашен П. Ф. Лесгафт. Следует отме­тить, что до начала активной деятельности П. Ф. Лесгафта в Рос­сии не существовали программы по физическому воспитанию для учебных заведений.

Система гимнастики П. Ф. Лесгафта. Как уже отмечалось, су­щественную роль в развитии гимнастики в России сыграл извест­ный ученый анатом и педагог П. Ф. Лесгафт (1838—1909). В 1875 г. он побывал в ряде западноевропейских стран и познакомился с постановкой физического воспитания. П. Ф. Лесгафт— первый соз­датель отечественной системы гимнастики. В 1880 г. вышла его кни­га «Приготовление учителей гимнастики в странах Западной Ев­ропы», в которой давалась характеристика систем гимнастики и указывалось на отсутствие в них научного обоснования.

Лесгафт разработал систему физического образования детей школьного возраста на гимнастической основе, причем он исходил не из гигиенических, а из педагогических задач. Он опубликовал первое научно обоснованное «Руководство по физическому обра­зованию детей школьного возраста». Лесгафт считал, что важно как можно быстрее и с наименьшей затратой сил научить ребенка и подростка владеть своим телом. Для этого ему нужно осознавать все свои движения, а не механически подражать руководителю. Его методические требования сводились к следующему:

— цель физического образования заключается во всестороннем гармоническом развитии личности;

— выбор применяемых упражнений должен определяться за­дачами (педагогическими) физического воспитания;

— при подборе упражнений должны учитываться возрастные и другие особенности учащихся; сами упражнения должны быть естественными;

— в занятиях должен соблюдаться принцип постепенности и последовательности;

— физическое образование учащихся должно быть тесно свя­зано с умственным образованием и нравственным воспитанием.

П. Ф. Лесгафт был противником изучения «частных приемов», т. е. специализированного обучения искусству движения. На этом основании он отвергал упражнения на гимнастических снарядах и акробатические упражнения, как «малополезные для физического образования». Эти крайние взгляды П. Ф. Лесгафта во многом объ­ясняются содержанием и несовершенной методикой спортивной  гимнастики того времени.

П. Ф. Лесгафт показал, как тщательно нужно выбирать те или иные упражнения для достижения желаемого результата. Он при­зывал ученых и педагогов к творческому подходу, к борьбе про­тив некритического переноса в практику физического воспитания зарубежных систем гимнастики и спорта.

Заслуга П. Ф. Лесгафта состоит в том, что он первым разрабо­тал научно обоснованную систему физического воспитания детей на гимнастической основе, что оказало значительное влияние на развитие теории и практики физической культуры в нашей стране.

К началу первой мировой войны основными специалистами по физическому воспитанию в России были чехи. Сокольская гимнас­тика преподавалась в 854 учебных заведениях (54%) и была при­знана официальной системой физического воспитания для средних учебных заведений. В учебных округах проводились специальные курсы по подготовке отечественных специалистов по гимнастике.

К этому периоду теория и практика гимнастики достигли значительного развития. Россия уступала лишь тем странам., где гим­настика являлась основой национальной системы физического вос­питания (Франция, Швеция, Германия, Чехия).

Возникновение и распространение в России гимнастических об­ществ способствовало развитию спортивной гимнастики. В после­дующие годы в ряде гимнастических обществ стали культивировать шведскую гимнастику, имевшую гигиеническую направленность. В 1881 г. в Москве при участии Писателей А. П. Чехова и

В.  А. Гиляровского было основано «Русское гимнастическое обще­ство», в котором состояли рабочие, студенты, мелкие служащие и представители буржуазии.

С 1885 г. в России стали проводиться соревнования по гимнас­тике.


Последние комментарии