Гимнастика в новое время - Дети и спорт
  1. Перейти к меню
  2. Перейти к содержанию
  3. Перейти в конец страницы

Гимнастика в новое время

Труды Я. А. Коменского и система его дидактических принци­пов способствовали развитию взглядов классиков, педагогики XVIII в. Жан-Жака Руссо (1712—1778) и Песталоццн (1746 - 1827). Их заслуга в физическом воспитании состоит в том, что они дали толчок к подлинному возрождению гимнастики. Руссо считал, что физические упражнения укрепляют и закаляют тело, создают необходимые условия для развития сил и двигательных воз­можностей человека, содействуют умственному развитию и укреп­лению здоровья. Он предлагал применять игры, упражнения, воспитывающие умение соразмерять свои силы, бег прыжки, метание, плавание. По его мнению, величайшая тайна воспитания заключа­лась в том, чтобы чередование физических (телесных) упражнений с умственными служило отдыхом для человека.

Песталоцци главную цель воспитания видел в развитии сил  способностей, заложенных в ребенке, путем упражнений, так как в противном случае они останутся всего лишь задатками. Он пола­гал, что важно развивать способность мыслить и действовать. Лучшими физическими упражнениями Песталоцци считал сустав­ную гимнастику, поскольку из этих движений в суставах состоят любые сложные действия. Дополнять же суставную гимнастику должны подвижные игры и ручной труд. Он требовал, чтобы упражнения выполнялись сознательно. Конечно, Песталоцци переоценил значение суставных упражнений, однако разработанный :им аналитический метод нашел широкое применение в гимнастике того времени, Песталоцци—один из основоположников теории и методики гимнастики, а «суставные движения» — прообраз со­временных вольных упражнений.

Педагогические идеи известных деятелей педагогики того вре­мени поддерживались буржуазной интеллигенцией западноевро­пейских стран. Практические шаги в этом направлении были сделаны в Германии. В 70-х гг. XVIII в. в некоторых городах начали создаваться школы нового типа — филантропины, в которых стала зарождаться немецкая национальная гимнастика.

Наиболее известными руководителями гимнастики в филантро­пинах были Г. Фит (1763—1836) и И. Гутс-Мутс (1759-1839). В их гимнастику входили все известные тогда физические упраж­нения. В трехтомном труде Фит изложил теоретические и практи­ческие сведения о гимнастике. Целью занятий он считал укрепле­ние здоровья, развитие силы и быстроты движений, приобретение красивой формы тела, содействие умственному развитию и психи­ческой деятельности. Фит привёл ряд ценных методических указа­ний, не потерявших значения до настоящего времени (о последо­вательности упражнений, о постепенности перехода от легкого к трудному, об активности учеников, их интересе к занятиям, об уче­те индивидуальных особенностей и др.).

Гутс-Мутс разработал технику многих гимнастических упраж­нений, в том числе и упражнений на снарядах. Большое значение он придавал форме движений. Его книга «Гимнастика для юношества», получив широкое распространение, способствовала раз­витию гимнастики в ряде стран, в том числе и в России.

Итак, к концу XVIII в. наметились теоретические основы гим­настики нового времени,, а также начал создаваться гимнастичес­кий метод (активная гимнастика).


Последние комментарии