Гимнастика в новое время
- Подробности
- Категория: История гимнастики
- Просмотров: 4939
Труды Я. А. Коменского и система его дидактических принципов способствовали развитию взглядов классиков, педагогики XVIII в. Жан-Жака Руссо (1712—1778) и Песталоццн (1746 - 1827). Их заслуга в физическом воспитании состоит в том, что они дали толчок к подлинному возрождению гимнастики. Руссо считал, что физические упражнения укрепляют и закаляют тело, создают необходимые условия для развития сил и двигательных возможностей человека, содействуют умственному развитию и укреплению здоровья. Он предлагал применять игры, упражнения, воспитывающие умение соразмерять свои силы, бег прыжки, метание, плавание. По его мнению, величайшая тайна воспитания заключалась в том, чтобы чередование физических (телесных) упражнений с умственными служило отдыхом для человека.
Песталоцци главную цель воспитания видел в развитии сил способностей, заложенных в ребенке, путем упражнений, так как в противном случае они останутся всего лишь задатками. Он полагал, что важно развивать способность мыслить и действовать. Лучшими физическими упражнениями Песталоцци считал суставную гимнастику, поскольку из этих движений в суставах состоят любые сложные действия. Дополнять же суставную гимнастику должны подвижные игры и ручной труд. Он требовал, чтобы упражнения выполнялись сознательно. Конечно, Песталоцци переоценил значение суставных упражнений, однако разработанный :им аналитический метод нашел широкое применение в гимнастике того времени, Песталоцци—один из основоположников теории и методики гимнастики, а «суставные движения» — прообраз современных вольных упражнений.
Педагогические идеи известных деятелей педагогики того времени поддерживались буржуазной интеллигенцией западноевропейских стран. Практические шаги в этом направлении были сделаны в Германии. В 70-х гг. XVIII в. в некоторых городах начали создаваться школы нового типа — филантропины, в которых стала зарождаться немецкая национальная гимнастика.
Наиболее известными руководителями гимнастики в филантропинах были Г. Фит (1763—1836) и И. Гутс-Мутс (1759-1839). В их гимнастику входили все известные тогда физические упражнения. В трехтомном труде Фит изложил теоретические и практические сведения о гимнастике. Целью занятий он считал укрепление здоровья, развитие силы и быстроты движений, приобретение красивой формы тела, содействие умственному развитию и психической деятельности. Фит привёл ряд ценных методических указаний, не потерявших значения до настоящего времени (о последовательности упражнений, о постепенности перехода от легкого к трудному, об активности учеников, их интересе к занятиям, об учете индивидуальных особенностей и др.).
Гутс-Мутс разработал технику многих гимнастических упражнений, в том числе и упражнений на снарядах. Большое значение он придавал форме движений. Его книга «Гимнастика для юношества», получив широкое распространение, способствовала развитию гимнастики в ряде стран, в том числе и в России.
Итак, к концу XVIII в. наметились теоретические основы гимнастики нового времени,, а также начал создаваться гимнастический метод (активная гимнастика).