1. Перейти к меню
  2. Перейти к содержанию
  3. Перейти в конец страницы

Создание национальных систем гимнастики

Создание национальных систем гимнастики относится к началу XIX в. В первой его половине наметились три направления в развитии гимнастики:

гигиеническое (гимнастика рассматривалась как средст­во укрепления здоровья и развития физических сил человека);

атлетическое (гимнастика расценивалась как средство развития двигательных возможностей человека путем . применения сложных упражнений, в том числе и на гимнастических снарядах);

прикладное (гимнастика использовалась как средство обу­чения солдат преодолению различных препятствий).

Немецкая система гимнастики складывалась в период оккупа­ции Пруссии войсками Наполеона. Основателем этой системы был Ф. Ян (1778—1852 гг.). Он стремился использовать гимнастику для военной подготовки молодежи в целях освобождения страны от оккупации. Основу системы составляли упражнения на снарядах и военные игры, так как они, по мнению Яна, лучше развивали физические силы и укрепляли волю человека. Занятия начинались с вольных упражнений, а затем, (после небольшого перерыва) выполнялись упражнения на снарядах. Эти упражнения придумыва­ли как руководителем, так и самими занимающимися. Они, как правило состояли из простейших движений, повторявшихся многократно (наибольшее число раз). Сочетания различных движений ( комбинаций) тогда пока не применялись. При выполнении упражнений на снарядах требовалась точность их формы. Преподавание упражнений велось методом подражания действиям учителя. Применялся и метод соревнований, что повышало интерес занимаю­щихся к занятиям.

Ян назвал свою гимнастику (турнкунст) (искусство изворотливости)  а учеников — «турнерами». Позднее немецкую гимнастику стали называть «турнен».

А.  Шписс (1810—1858) приспособил немецкий туриен к преподаванию в школе и разработал структуру школьного урока. В 1840 г. он опубликовал труд «Учение о турнерском искусстве». Основу его системы школьной гимнастики составляли упражнения на снарядах, разделенные для различных возрастов на четыре сте­пени трудности. Урок гимнастики А. Шписса содержал порядковые упражнения (строевые упражнениями перестроения), затем следовали вольные упражнения (движения из суставной гимнастики Песталоцци и гимнастики Фита) , и только после этого можно было переходить к упражнениям на снарядах. В своем уроке Шписс ис­пользовал групповые снаряды: длинную перекладину, брусья, ряды лестниц, шестов и т. п. В последней части урока проводились игры на массовые упражнения. Сохраняя главные принципы немецкого турнена, Шписс завершил создание немецкой буржуазной нацио­нальной системы гимнастики.

Шведская система гимнастики возникла вслед за немецкой. В ней удачно было разработано гигиеническое направление. П. Линг (1776—1839)—профессор университета — начал изучать гимнастику в Дании в первой половине XIX в. Он разработал упражнения для отдельных частей тела, которые должны были содействовать развитию всего организма. В 1813 г. по инициативе П. Линга в Стокгольме был открыт специальный институт, в кото­ром он применял свои методы и средства физического воспитания. Считая, что физические упражнения должны укреплять и разви­вать тело человека, он не учитывал педагогического значения гимнастики.                                                               

Его сын, Я. Линг (1820—1886), продолжая дело, начатое отцом, к 40-м гг. систематизировал упражнения, описал их технику, разра­ботал схему урока ввёл специальные снаряды и выдвинул ряд методических положений. Упражнения классифицировались по анатомическому признаку. Основой их были симметричность, пря­молинейность и напряженность. Точному положению частей тела придавалось большое значение. По шведской системе гимнастика требовалось, чтобы каждое упражнение воздействовало на опреде­ленные группы мышц, обеспечивало ожидаемый положительный эффект их развития, имело точную форму и выполнялось с заранее известной степенью напряжения.

Урок шведской гимнастики строился по схеме, состоящей из 16 частей, следовавших в строгом порядке одна за другой. На­пример:

 —  построение группы и перестроения для занятий;

—     подготовительные упражнения для ног;

—   напряженные выгибания позвоночного столба (для исправ­ления осанки);

—      упражнения в потягивании: различные висы, передвижения на руках» лазанье, подтягивание;

—      равновесие на полу, на ребре скамейки, на буме с движени­ями руками;

—      ходьба с подпрыгиванием;

—      упражнения для мышц плеч, спины и затылка;

— упражнения для мышц живота;

—      упражнения для косых мышц живота;

—      отвлекающие упражнения для ног;

—      вторичные подтягивания;

—      снова отвлекающие упражнения для ног;

—      прыжки;

—      еще раз отвлекающие упражнения для ног;

—      дыхательные упражнения;

—      уход с занятий.

Преподаватели обязаны были придерживаться этой схемы уро­ка, которая связывала их инициативу, хотя и казалась научно обос­нованной (кстати, это явилось причиной большой популярности шведской гимнастики во многих странах, в том числе и в России). Со временем шведская гимнастика подверглась критике за форма­лизм и поэтому перерабатывалась и в самой Швеции.

Французская система гимнастики, имевшая в основном военно­ прикладную направленность, формировалась почти одновременно со шведской. Она получила широкое распространение в период революционного подъема. Создателем гимнастической системы во Франции был Ф. Аморос (1770—1848). Лучшими он считал такие упражнения, которые помогают приобрести навыки, необходимые в жизни и военных условиях: ходьба и бег на местности с препят­ствиями, всевозможные прыжки в снаряжении, переноска груза или «раненого», плавание и ныряние, борьба  метания, стрельба  фехтование и вольтижировка, а также верховая езда, танцы. Применялись снаряды, которые следовало преодолевать с наибольшей скоростью и экономией сил (лестницы, шесты, заборы). Аморос считал, что гимнастика должна сделать человека более смелым, восприимчивым, сильным, гибким, ловким. Проводя урок, он не придерживался определенной схемы, а установил Лишь общие принципы:

—      упражнения должны быть доступны занимающимся и по возможности просты;

 — проводить их надо последовательно, от легких к трудным , от простых к сложным;     

— на занятиях учитывать индивидуальные особенности учени­ков.

Изменяя скорость, направление и амплитуду движений, можно усилить или ослабить действие одного и того же упражнения.

Иногда упражнения исполнялись под военные песни, что со­действовало развитию навыков правильного дыхания и возбужда­ло патриотические чувства. Это была первая попытка введения своеобразного музыкального сопровождения на занятиях.

В распространении французской системы гимнастики принял участие швейцарец Г. Клиас, явившийся основателем гимнастики в Швейцарии, Англии. Им была издана книга «Основные начала гимнастики, или турнкунста». Упражнения французской системы , гимнастики использовались и в русской армии.

Сокольская система гимнастики возникла в середине XIX в. в связи с национально-освободительной борьбой славянских наро­дов, находившихся в составе Австро-Венгрии, В Чехии возникло «сокольское движение» и стала создаваться сокольская система гимнастики. Ее основателем  был профессор эстетики и истории искусств Пражского университета М. Тырш (1-832—1884)—пред­ставитель  патриотически настроенной либеральной буржуазии, стремившейся к освобождению своей родины из-под австрийского гнета. М. Тырш был знаком со всеми системами гимнастики пер­вой половины XIX в.,  но ни одну из них не считал пригодной для организации в Чехии массового гимнастического движения в целях подготовки своего народа к национально-освободительной борьбе. Он хорошо понимал ценность гимнастики в развитии и ук­реплении организма человека и стремился сделать упражнения кра­сивыми, привлекательными. Поэтому внешняя форма движений ста­ла в сокольской системе основным критерием (даже в ущерб их гигиенической, образовательной или прикладной значимости).

Сокольская  система по своему содержанию была близка к не­мецкой, но имела свои особенности. Автор стремился придать всем положениям и движениям такую форму, которая вызывала бы у исполнителей и зрителей эмоциональный подъем, чувство радости и эстетическое наслаждение.

Основу этой системы составляли упражнения на гимнастических, снарядах, с предметами и без них, пирамиды, упражнения с эле­ментами фехтования, бокса, борьбы. Все упражнения подразделя­лись на четыре основных отдела (по внешним признакам):

  1.  Упражнения без предметов (ходьба, бег, вольные и порядко­вые упражнения  «разности»);
  2.  Снарядовые упражнения (со снарядами и на снарядах, вклю­чая и прыжки);
  3.  Групповые упражнения (пирамиды и гимнастические игры);
  4.  Боевые упражнения (сопротивления, борьба, кулачный бой, фехтование).

Взамен многократного повторения одного и того же упражне­ния на снарядах «соколы» ввели комбинации различных движе­ний, а с 1882 г. стали проводить соревнования по специально разработанным правилам. Особое внимание в комбинациях вольных упражнений и на снарядах обращалось на логич­ность перехода от одного элемента к другому. Была разработана терминология гимнастических упражнений, в которой почти каж­дое упражнение называлось одним-двумя словами (терминами), что было очень удобно.

Урок сокольской гимнастики состоял из трех частей.

В первой (подготовительной) части выполнялись порядковые (строевые) упражнения, общие вольные упражнения или упражне­ния с предметами (палками, гантелями и др.).

Во второй (основной) части выполнялись упражнения на сна­рядах, прыжки так называемые «разности», акробатические уп­ражнения, боевые упражнения, игры и др.

В третьей (заключительной) части обычно применялись ходь­ба, умеренный бег. Занимающиеся для проведения основной части (как и сейчас) делились на подгруппы (учебные отделения).

Проведение занятий в единых спортивных костюмах, с музы­кальным сопровождением, четкость выполнения упражнений, орга­низация соревнований и массовых выступлений обеспечили успех сокольской гимнастике во многих странах.

Для сокольской системы гимнастики было типично:

— выполнение упражнений с вытянутыми носками и пальца­ми рук, прямолинейность и резкость движений;

— выполнение вольных упражнений и упражнений на снарядах в виде комбинаций (т. е. логичного сочетания ряда элементов), причем особое внимание обращалось на красоту переходов из од­ного положения в другое и положений тела во время пауз;

— точное и красивое выполнение прыжков, так же как воль­ных упражнений и упражнений на снарядах.

В сокольской системе гимнастики сформировались стилизация формы движений («стиль гимнастический») и проведение массо­вых «все сокольских слетов», которые оказывали большое влияние на молодежь. Сокольская гимнастика стала основой современной спортивной гимнастики.                                                                        

Указанные системы имели классовый характер и национальные традиции. Отрицательным явлением в этих системах была их од­носторонность, авторы недооценивали педагогического значения гимнастики.

Последняя треть XIX в. знаменовала собой  рост милитаризма и империалистических тенденций, что оказывало существенное влияние на буржуазное физическое воспитание, которое измени­лось, приспосабливаясь к требованиям правящего класса в новых условиях. В это же время развивается спорт, который использу­ется буржуазией в своих классовых целях. Меняет свой облик и гимнастика. В разных странах стали создаваться спортивно-гим­настические союзы, которые явились стимулом для развития спор­тивных видов гимнастики.

В конце XIX и начале XX в. появились новые виды гимнастики. В  частности, образовалось несколько систем художественной и ритмической гимнастики, стала широко использоваться лечебная гимнастика, ставшая одной из отраслей медицины, возникли сис­темы индивидуальной гимнастики преимущественно гигиенической направленности («Моя система» — Мюллера, гантельная гимнастика — Сандова, системы индивидуальной гимнастики — Прошека, Анохина и др.). Достаточный интерес представляла основная гимнастика Н. Бука. По мнению создателя, главной целью заня­тий гимнастикой было приобретение гибкости, силы и ловкости. Его основная гимнастика включала 9 групп упражнений: порядко­вые (строевые), упражнения для мышц рук, ног, шеи, туловища, ходьба и бег, прыжки и упражнения для развития ловкости - (ку­вырки, стойки на руках, передвижение в стойке на , руках и др.) Ряд упражнений выполнялся на снарядах (шведского типа) или с активной помощью партнера. Проводя занятие, автор придержи­вался метода постепенного повышения физической нагрузки. Уп­ражнения гимнастики Н. Бука как учебный материал по обще развивающим упражнениям не потеряли своей ценности до сих пор.

В 1881 г. образовалась Международная федерация гимнастики (ФИЖ), которая взяла на себя проведение международных со­ревнований. Гимнастика была включена в программу I Олимпий­ских игр в 1896 г. и утвердилась как один из  олимпийских видов спорта.

Большое значение имели систематически проводимые первен­ства мира, сначала среди мужчин, затем среди женщин. Начиная с 1903 г. ФИЖ способствует проведению международных соревно­ваний различного масштаба.

Программы данных соревнований подвергались постоянным из­менениям. Так, до первенства мира 1950 г. мужчины соревновались не только в гимнастическом многоборье, но и в прикладных видах (беге на 100 м, прыжке в высоту, прыжке с шестом, лазанье по канату и т. п.). Из программы для женщин, которые впервые на­чали выступать на Олимпийских играх с 1928 г., а на первенствах мира — с 1934 г., постепенно исключались упражнения па перекла­дине, на кольцах в каче , командные вольные упражнения с пред­метами. С 1952 г. (XV Олимпийские игры в Хельсинки) у мужчин и с .XIV первенства мира у женщин сложилось классическое гим­настическое многоборье, включающее в себя у мужчин вольные упражнения, упражнения на коне с ручками, на кольцах, на брусь­ях, на перекладине и опорный прыжок; у женщин — опорный пры­жок,  упражнения на брусьях разной высоты, на гимнастическом бревне и вольные упражнения, С 1958 г. в программу соревнований были включены финалы по отдельным видам многоборья, а с 1972 г. стал проводиться фи­нал для определения победителя в многоборье среди мужчин и женщин.


Последние комментарии