1. Перейти к меню
  2. Перейти к содержанию
  3. Перейти в конец страницы

Зарождение и эволюция гимнастики

Физические упражнения, напоминающие современные гимнас­тические, применялись людьми еще в глубокой древности. Всеоб­щая история человеческого общества свидетельствует о том, что еще за много тысячелетий до нашей эры физические упражнения широко применялись с лечебной целью (Китай), в виде специаль­ной «дыхательной» гимнастики (Индия), при отправлении рели­гиозных церемоний (Египет, Крит, Микены). Из тех же источников известно, что у древних народов Закавказья некоторые акробатические упражнения использовались как подготовительные при обу­чении борьбе.

Впервые термин «гимнастика» появился у древних греков в пе­риод расцвета древнегреческой (эллинской) культуры в VIII в. до нашей эры.

Становление гимнастики органически связано с историей воз­никновения и развития физической культуры. На ее содержание и задачи всегда оказывали влияние экономический строй и куль­тура человеческого общества. В то же время гимнастика и ее ме­тоды находились в зависимости от уровня военной техники и спо­собов ведения войн, так как гимнастика всегда использовалась как эффективное средство военно-физической подготовки.

Преемниками древней эллинской культуры стали древние римля­не. Заимствуя образцы эллинской культуры (во всех областях, в том числе и в области физического воспитания), римляне внесли и свое, причем не только в архитектуру, скульптуру, поэзию, лите­ратуру, философию, но и в «греческую гимнастику». Так, ими бы­ли введены снаряды для лазанья (для обучения преодолению пре­пятствий), деревянный конь (для обучения приемам верховой ез­ды) и, по некоторым данным, деревянный стол для прыжков. Не­обходимо также отметить, что уже римляне широко использовали различные акробатические упражнения, которые в то время достиг­ли довольно высокого технического уровня благодаря искусству странствующих артистов-акробатов, пользовавшихся большой популярностью в широких народных массах.       

В эпоху возрождения появились новые взгляды на значение воспитания. Наиболее прогрессивным стало течение гуманизма.

Самыми передовыми были взгляды на физическое воспитание венецианского врача Меркуриалиса (вторая половина XVI в.). В шеститомном труде «Об искусстве гимнастики» он первым классифицировал виды гимнастики на врачебную, военную и атлетическую. Оздоровительную гимнастику, т.е. не связанную со стремле­нием побеждать соперника, автор считал основным средством физ­ического воспитания. Его труды использовались многими педагогами.

В это же время развивалось и другое направление в гимнастике, основой которого было приобретение прикладных навыков. В произведении французского писателя-гуманиста Франсуа Рабле (ок. 1494—1553 гг.) «Гаргантюа в Пантагрюэль» говорится о том, что в то время занимались многими видами упражнений, в том числе на перекладине, деревянном коке, лазаньем по канату, акробат­ическими упражнениями. Это свидетельствует о том, что уже в XVI в. в школах для дворянской, молодежи использовались отдель­ные гимнастические снаряды и упражнения, которые в дальнейшем создали основу современной спортивной гимнастики.


Последние комментарии