Зарождение и эволюция гимнастики
- Подробности
- Категория: История гимнастики
- Просмотров: 4427
Физические упражнения, напоминающие современные гимнастические, применялись людьми еще в глубокой древности. Всеобщая история человеческого общества свидетельствует о том, что еще за много тысячелетий до нашей эры физические упражнения широко применялись с лечебной целью (Китай), в виде специальной «дыхательной» гимнастики (Индия), при отправлении религиозных церемоний (Египет, Крит, Микены). Из тех же источников известно, что у древних народов Закавказья некоторые акробатические упражнения использовались как подготовительные при обучении борьбе.
Впервые термин «гимнастика» появился у древних греков в период расцвета древнегреческой (эллинской) культуры в VIII в. до нашей эры.
Становление гимнастики органически связано с историей возникновения и развития физической культуры. На ее содержание и задачи всегда оказывали влияние экономический строй и культура человеческого общества. В то же время гимнастика и ее методы находились в зависимости от уровня военной техники и способов ведения войн, так как гимнастика всегда использовалась как эффективное средство военно-физической подготовки.
Преемниками древней эллинской культуры стали древние римляне. Заимствуя образцы эллинской культуры (во всех областях, в том числе и в области физического воспитания), римляне внесли и свое, причем не только в архитектуру, скульптуру, поэзию, литературу, философию, но и в «греческую гимнастику». Так, ими были введены снаряды для лазанья (для обучения преодолению препятствий), деревянный конь (для обучения приемам верховой езды) и, по некоторым данным, деревянный стол для прыжков. Необходимо также отметить, что уже римляне широко использовали различные акробатические упражнения, которые в то время достигли довольно высокого технического уровня благодаря искусству странствующих артистов-акробатов, пользовавшихся большой популярностью в широких народных массах.
В эпоху возрождения появились новые взгляды на значение воспитания. Наиболее прогрессивным стало течение гуманизма.
Самыми передовыми были взгляды на физическое воспитание венецианского врача Меркуриалиса (вторая половина XVI в.). В шеститомном труде «Об искусстве гимнастики» он первым классифицировал виды гимнастики на врачебную, военную и атлетическую. Оздоровительную гимнастику, т.е. не связанную со стремлением побеждать соперника, автор считал основным средством физического воспитания. Его труды использовались многими педагогами.
В это же время развивалось и другое направление в гимнастике, основой которого было приобретение прикладных навыков. В произведении французского писателя-гуманиста Франсуа Рабле (ок. 1494—1553 гг.) «Гаргантюа в Пантагрюэль» говорится о том, что в то время занимались многими видами упражнений, в том числе на перекладине, деревянном коке, лазаньем по канату, акробатическими упражнениями. Это свидетельствует о том, что уже в XVI в. в школах для дворянской, молодежи использовались отдельные гимнастические снаряды и упражнения, которые в дальнейшем создали основу современной спортивной гимнастики.