1. Перейти к меню
  2. Перейти к содержанию
  3. Перейти в конец страницы

Фразировка

Излагая какую-либо мысль, мы расчленяем нашу речь на отельные предложения, фразы, отделяя их друг от друга паузами,которые обозначаются знаками препинания. Музыкальные произведения тоже расчленяются на определенные построения. Отличиев изложении мысли словами и музыкой заключается лишь в том, что построения в музыке более упорядочены. Если в разговорной речи предложения и фразы, выражающие мысль, как правило, различны по размеру (количество слов, время произношения), то и музыке эти куски обычно равномерны.


Наиболее простое строение музыкального произведения, в котором отдельные куски равномерны, называется квадратным.

Однако его нельзя считать общим законом построения музыкальных произведений. По своей длительности музыкальные строения иногда могут находиться между собой в самых разнообразных ритмических соотношениях (симфонические произведения, оперная музыка и т. п.). Но, поскольку для музыкального сопровождения занятий гимнастикой чаше всего выбираются музыкальные произведения квадратного строения, речь пойдет именно о такой структуре.

Наименьшее (практически значимое в гимнастике) построение, снимающее четыре такта в музыкальных произведениях простого и два такта в произведениях сложного размера, называется музыкальной фразой.

На слух граница фразы воспринимается как кратковременный (действительныйили воображаемый ) перерыв звучания,как контрастный скачок музыкальной мысли в виде вопроса и ответа.

Если вести подсчет по четвертям, то на фразу приходится в музыкальных произведениях двух- и четырехдольного размера В счетов, трехдольного размера — 12, или, как это обычно делается практике занятий гимнастикой, 4 счета по тактам.

Для удобства ведения подсчета, составления и записи упражнений принято (только для проведения занятий гимнастикой) считать за фразу отрывок музыкального произведения двух- и четырехдольного размера, заключающего в себе 8 счетов по четвертям, в произведениях трехдольного размера —8 счетов по тактам.

Вдвое больший отрывок музыкального произведения называется предложением.
Два предложения составляют период, которым обычно завершается музыкальное произведение полностью или его законченная часть.

Знание структуры музыкальных произведений, умение на слух определять начало и конец не только крупных музыкальных построений периодов, но также предложений и фраз, является тем необходимым критерием, без которого невозможно грамотное проведение занятий под музыкальное сопровождение.

Преподаватель, знающий фразировку, может составлять упражнения, вести подсчет, подавать команды в полном соответствии с музыкальным сопровождением.


Последние комментарии