1. Перейти к меню
  2. Перейти к содержанию
  3. Перейти в конец страницы

Музыкальный размер

Ударения. В любом музыкальном произведении отдельные звуки имеют ударения, т. е. звучат более громко и отчетливо. Музыкальные ударения повторяются в произведениях простых размеров через равные промежутки времени или следуют друг за другом : в строго определенном порядке. Для ведения правильного подсчета преподаватель гимнастики должен уметь различать ударные звуки в любом музыкальном произведении.


На ударные звуки в марше приходится шаг левой ногой, в общеразвивающих упражнениях — фаза главного действия.

Метр — такой ритм, в котором все длительности одинаковы, а акценты одинаковой силы (ударения) появляются через равные промежутки времени. Таким образом, метр является мерой ритма, средством его измерения. Основным признаком, отличающим один» метр от другого, является строение такта.
    
Такт—непрерывно повторяющаяся часть метра от одного сильнейшего ударения до следующего ударения равной с ним силы. Такты делятся на простые, содержащие одно ударение,  сложные, содержащие два ударения и больше.    

Длительность ноты, которая служит единицей счета, называется долей такта. Число долей в такте определяет его размер. Такт состоящий из двух долей, называется двухдольным или тактом  двухдольного размера. Такт состоящий из трех долей, называется трехдольным. Доля такта, на которую падает сильное ударение, называется сильной долей и является первой долей такта. Остальные доли такта в простых размерах — слабые доли.    

Если на первую долю такта приходится пауза или звук последней доли такта переходит без перерыва на первую долю в следующий такт, то ударения в этих случаях смещаются (синкопы). Таким образом, в музыкальных произведениях двухдольного размера сильные и слабые доли чередуются через равные промежутки времени. На счет «раз» приходится сильная, на «два» — слабая доля такта. В произведениях трехдольного размера на каждую сильную долю «раз» приходятся две слабые — «два», «три».
    
Размер указывается в начале нотной записи после ключа в ключевых знаков в виде двух цифр. Верхняя цифра показывает; число долей в такте, а нижняя — длительность, которая принята за долю такта.
Пример 1

Сличив эти музыкальные отрывки из русской народной песни Пойду ль я, выду ль я» и Кабалевского «Школьные годы»» легко  обнаружить разницу в размере простым подсчетом или дирижированием. Если в первом отрывке счет «раз» в каждом такте равномерно чередуется со счетом «два», то во втором на каждый счет раз» в такте приходится еще два счета — «два», «три» до сильной юли следующего такта.

Дирижируется трехдольный размер движением руки вниз — раз», затем в сторону от себя — «два» и по треугольнику вверх — три».

Простыми размерами называются двух- и трехдольные. Такт сложного размера образуется объединением нескольких тактов простых размеров в различных сочетаниях. Например, объединение двухдольного такта с двухдольным образует такт четырехдольного размера.
Пример 3

В сложных размерах сильные ударения первых долей объединенных тактов сохраняются. Однако ударения на первую долю такта, стоящую за тактовой чертой, относительно сильней — сильнейшее ударение. Отсюда иногда бывает трудно различить на слух двух и четырехдольный размер. Однако возможные ошибки в этом определении в практике проведения занятий гимнастикой существенного значения не имеют.

Затакт. Иногда музыкальное произведение начинается с неполного такта—со звука без ударения. Такой неполный первый такт называется затактом. В этих случаях, пропустив затакт, подсчет следует вести со счета «раз» первого полного такта. Затакт может служить сигналом к выполнению упражнений без команды преподавателя, когда такая команда бывает нежелательной (на соревнованиях, выступлениях и т. д.).


Последние комментарии