1. Перейти к меню
  2. Перейти к содержанию
  3. Перейти в конец страницы

Обучение общеразвивающих упражнений

Обучение ОРУ - как правило, ОРУ не являются для занимающихся сложной двигательной задачей и процесс обучения чаще ж его сводится к запоминанию последовательности упражнений в комплексе. Тем не менее при овладении ОРУ необходимо особ внимание обратить на устранение ошибок в исходных и конечных положениях, исключение напряжения мышц, не участвующих движениях.

Наиболее действенными способами обучения ОРУ являются способы: по показу, по рассказу и по разделениям.
  1. Способ обучения по показу. Преподаватель вначале показывает упражнение в целом. Затем подает команду: «исходное, положение (указывается способ выполнения, если это необходим шагом, выпадом, прыжком и т. д.) ПРИНЯТЬ!» Делается пауз для исправления возможных ошибок. Если необходимо прервать выполнение, подается команда: «ОТСТАВИТЬ!» В исходном положении подается команда: «Со мной упражнение начи-НАЙ! Проводящий выполняет движения, стоя перед группой, зеркально что облегчает занимающимся копировать упражнения. ОРУ рекмендуется укладывать в счет. Чаще всего на 4 и 8 счетов. Это позволяет проводить их с музыкальным сопровождением.
Обучая ОРУ способом по показу, одновременно даются указания, какие движения выполняются на какой счет. После 2—3 повторений вместе с группой проводящий переходит на подсчет и под сказ. Заканчивают упражнения по команде «СТОЙ!». Она подаётся вместо последнего счета.


При обучении детей младшего школьного возраста подаются не команды, а распоряжения: «Примите исходное положение «Выполняйте упражнение, как я», «Закончить упражнение».
 
  2. Способ обучения по рассказу. Этим способом пользуются при обучении более простым упражнениям или с целью активизировать внимание занимающихся. Преподаватель объясняет упражнение, указывая исходное положение, и рассказывает, какие движения следует выполнять на счет «раз», «два» и т, д. Команды аналогичны тем, какие подаются при обучении способом по показу.
Рекомендуется по ходу подсказывать основные действия вместо подсчета, но в ритме и темпе упражнений. Например, вместо подсчета «раз-два-три-четыре» сказать; «Наклон — выпрямится — присесть — встать». При комбинированном способе, соединяющем показ и рассказ, преподаватель вначале показывает   уражнения, а затем подсказывает по ходу его выполнения;

  3. Способ обучения по разделениям. Этот способ применяете при обучении более сложным по координации ОРУ, так как позволяет делать паузы между отдельными движениями, для их уточнения и исправления ошибок. После команды: «Исходное положение «ПРИНЯТЬ!» — преподаватель подает команды, раздела, каждый счет паузами. Например: «Руки вверх, правую ногу назад на носок — ДЕЛАЙ РАЗ!», «Упор присев на левой, правую в сторону — ДЕЛАЙ ДВА!», «Сменить положение ног —ДЕЛАЙ  ТРИ!», «Исходное положение — ДЕЛАЙ ЧЕТЫРЕ!»
При таком способе достигается высокая моторная плотность занятий.

Дозировка ОРУ. Регулирование физической нагрузки при занятиях ОРУ осуществляется за счет изменения:
  — числа упражнений (в зависимости от форм занятий ОРУ оно может быть разное);
  — содержания упражнений (движения отдельными частями тела оказывают меньшую нагрузку, чем упражнения с работой многих мышечных групп; силовые упражнения и упражнения на выносливость воздействуют сильнее, чем упражнения на гибкость);
  — интервалов отдыха между упражнениями (сокращение пауз для отдыха увеличивает нагрузку);
  — количества повторений (при проведении несложных ОРУ, укладывающихся в счет «1—4» или «1-8»,- под музыку, как правило, каждое упражнение повторяют 4, 8, 12 или 16 раз. Упражнения без музыки можно повторять в этих же пределах, не придерживаясь точного количества, диктуемого строением музыкального произведения);
  — темпа(быстрый темп упражнений, как правило, более нагрузочен);
  — и. п. (одно и то же упражнение с разными исходными положениями оказывает различную нагрузку. Например: сгибания и разгибания рук в упоре лежа с опорой руками о возвышение, на полу, с опорой ногами о возвышение или в упоре на брусьях).

Дозировать упражнения, надо исходя из общих правил учета степени подготовленности занимающихся, их возраста, пола и задач, решаемых с данным контингентом.
При индивидуальных занятиях регулировать нагрузку необходимо в зависимости от степени утомления. При групповых занятиях преподаватель может дать указание занимающимся самостоятельно прекращать упражнение, если продолжать его со всеми вместе становится трудно. В силовых упражнениях чувство утомления легко ощутимо и повторение до отказа допустимо. В упражнениях на выносливость доводить организм до такой степени утомления нельзя, особенно при занятиях с начинающими.  В упражнениях на гибкость надо руководствоваться чувством легкой боли, свидетельствующей о пределе амплитуды движений.
От занятия к занятию нагрузку также следует постепенно повышать, регулируя ее за счет тех же факторов и количества дней занятий в неделю.

Дыхание тесно связано с движениями. Глубина и частота дыхания должны соответствовать потребностям организма в данный момент. Это сложная физиологическая функция организма осуществляется автоматически, хотя возможно и произвольно вмешиваться в акт дыхания. Для практически здоровых людей не имеет значения, когда делать вдох или выдох, не вредны и моменты кратковременного натуживания. По мере возможности необходимо сочетать темп движений с дыханием. При расширении грудной клетки при движениях  руками в стороны, разгибании туловища, рекомендуется делать вдох, а при сгибаниях, наклонах — выдох.
Эмоциональный фон, особенно при занятиях с детьми, имеет большое значение Рекомендуется проводить ОРУ игровым способом.
 
Многие подвижные игры насыщены движениями, которые можно упорядочить и использовать как ОРУ (ходьба, бег, приседания, подскоки, наклоны и т. п.).

Соревновательный метод проведения ОРУ также повышает эмоциональный тонус занимающихся. С этой же целью ОРУ проводятся в различных построениях и с перестроениями: в шеренге, колонне, кругу, в сомкнутом и разомкнутом строю, в движении, в парах и тройках. Особенно полезны ОРУ на воздухе (в парке, в лесу, на пляже).


Последние комментарии