1. Перейти к меню
  2. Перейти к содержанию
  3. Перейти в конец страницы

Правила подбора упражнений

При подборе упражнений по принципу их соответствия основным педагогическим задачам следует руководствоваться следующими правилами:


   1. Упражнения должны оказывать разностороннее воздействие мл занимающихся. Это особенно важно учитывать при составлении комплексов утренней и основной гимнастики, спортивной разминки, и которые необходимо включать упражнения с участием в движениях всех частей тела. Чередовать упражнения рекомендуется по определенной схеме, составляющей одну серию, к примеру «руки- ноги- туловище». Комплекс гигиенической гимнастики может состоять на  3—5 серий. В каждой серии упражнения для отдельных частей тела должны меняться. Если в первой серии преимущественно участвовали мышцы-разгибатели, то во второй серии должны включаться в активную работу мышцы-сгибатели. Рекомендуется изменять и характер упражнений. Серия упражнений скоростно- силового характера сменяется серией силовых упражнений, затем серией упражнений на развитие гибкости, а завершающая серия должна содержать упражнения общего воздействия с целью развития выносливости. Заканчивается комплекс упражнениями на расслабление. Данные схемы условны. Раз навсегда установленных правил быть не может, так как очень обширен круг задач, решаемых с применением ОРУ (см: табл. 1).


   2. Наряду с разносторонним воздействием на организм занимающихся ОРУ должны подбираться с учетом их локального влияния на развитие отдельных групп мышц или определенных физических качеств. Благодаря строго регламентируемым по направлению, амплитуде, характеру нервно-мышечной работы упражнениям это возможно. Комплексы ОРУ, составленные с учетом локального воздействия, типичны для занятий атлетической и основной гимнастикой. Этим же правилом руководствуются при составлении комплекса упражнений производственной и лечебной гимнастики.

   3. Правило «прогрессирования», широко используемое в спорте , реализуется также и при составлении комплекса ОРУ в форме «нарастания» эффекта от применения упражнений за счет увеличения амплитуды и скорости движений, степени напряжения, количества повторений. Это проявляется и в ходе выполнения одного упражнения, и одного или нескольких комплексов ОРУ.
Так, каждое упражнение может усиливаться за счет дополнительных действий. К примеру, наклоны туловища вперед, назад или в сторону усиливаются подниманием рук к плечам, вверх; захватыванием отягощения; дополнительными пружинящими движениями. Нарастание нагрузки в комплексе ОРУ достигается включением более интенсивных упражнений в последующие серии и увеличением количества повторений. Постепенное привыкание (адаптация) к нагрузке от занятия к занятию при неизменном комплексе ОРУ свидетельствует о благотворном действии упражнений на организм и требует изменения комплекса в сторону его усложнения.


   4. Гимнастический метод проведения ОРУ отличается строгой регламентацией движений, которая достигается с помощью четких указаний на исходные и конечные положения, направление и амплитуду движений, характер их выполнения. Это способствует целенаправленности воздействия упражнений. При подборе упражнений надо соблюдать правила гимнастической регламентации упражнений. К примеру, при наклонах вперед важно уточнить положение ног, так как при положении ног вместе или врозь, носками наружу или при параллельных стопах эффект будет различиным. Положение туловища при наклонах также мoжeт быть разным (с округленной или с прогнутой спиной). Меняется характер упражнения и от того, медленно или быстро выполняется наклон., В связи со сказанным ясно, что при составлении комплексов ОРУ  необходимо определить и указать способы выполнения каждого  упражнения, характер движений.    


Начинающему преподавателю чаще всего приходится составлять комплексы гигиенической гимнастики и разминки и обучать этим умениям своих учеников. При всем обилии упражнений прошли проверку временем и должны стать основой данных комплексов следующие упражнения и их разновидности:
   1. Потягивания с выпрямлением и прогибанием тела.
   2. Круговые движения руками.
   3. Приседания.
   4. Наклоны туловища вперед, назад и в сторону и круговые движения. .
   5. Наклоны и круговые движения головой.
   6. Упор лежа и отжимание в упоре лежа.
   7. Поднимание ног в положении сидя и лежа (или туловища  при закрепленных ногах).
   8. Махи ногами вперед, назад и в сторону,
   9. Прыжки (подскоки) многократные.
   10. Ходьба и бег на месте.


Последние комментарии