1. Перейти к меню
  2. Перейти к содержанию
  3. Перейти в конец страницы

Маховые упражнения

Подавляющее большинство упражнений на снарядах — это маховые упражнения.
Эти упражнения ценны тем, что воспитывают способность ориентироваться в пространстве, координировать свои действия в соответствии с создавшейся внешней обстановкой и управлять этими действиями.

Маховые упражнения на снарядах— это вращательные движения по полному кругу или его частям.
Всякое вращательное движение неизбежно связано с понятием ось. Оси, вокруг которых может вращаться гимнаст, могут быть действительными (гриф перекладины или жердь брусьев разной высоты) и воображаемыми (линия, соединяющая точки хвата на кольцах или параллельных брусьях - при поперечном положении по отношению к оси снаряда).

По отношению к телу гимнаста оси называются (рис. 34): фронтальная (лицевая) —ZZ, сагиттальная (передне-задняя) — XX, продольная (вертикальная) — У У. Необходимо заметить, что все эти оси воображаемы.

Очень важно отметить, что все названные оси перпендикулярны друг другу и пересекаются в одной точке — центре тяжести тела гимнаста.

Мы знаем, что через точку можно провести бесчисленное множество взаимно перпендикулярных осей, но названные оси имеют особое значение:они являются единственными, вокруг которых могут происходить устойчивые вращения в безопорном положении. Знание закономерностей вращения вокруг этих осей особенно важно для таких видов спорта, как спортивная гимнастика, прыжковая акробатика, прыжки в воду с вышки и трамплина, прыжки на батуте, отчасти прыжки на лыжах с трамплина и легкоатлетические прыжки в высоту и длину. Во всех перечисленных видах спорта при выполнении многих движений очень ярко проявляется один из важных законов — закон сохранения момента количества движения (иначе: закон сохранения момента импульса). В безопорных положениях этот закон проявляется в «чистом» виде. Но oн действует и в опорных положениях, только в этих случаях его проявления не столь очевидны: они вуалируются такими внешними силами, как сила земного тяготения, сила трения, сила сопротивления внешней среды (например, воздуха). В общем виде этот закон формулируется таким образом: в изолированной (замкнутой) системе момент количества движения остается величиной постоянной. Тело гимнаста, находящегося в полете (например, при выполнении соскока со снаряда), можно (хотя и очень условно) уподобить телу, изолированному от действия внешних сил, то есть считать замкнутой системой.

Подобное абстрагирование помогает ярче представить себе действие данного закона при безопорном перемещении гимнаста, который проявляется в том, что чем дальше расположены массы тела от оси вращения, тем с меньшей угловой скоростью вращается тело (например, при исполнении сальто прогнувшись скорость вращения заметно меньше, чем при исполнении сальто в группировке). Величина, характеризующая степень удаления масс от оси вращения в механике, называется моментом инерции. Между моментом инерции и скоростью вращения существует обратная линейная зависимость» Это, например, означает, что если гимнаст начал вращение по сальто в положении прогнувшись, а затем сгруппировался, то скорость вращения увеличится. При этом если группировка привела к тому, что момент инерции уменьшился в 2 раза, то угловая скорость увеличится в 2 раза. Произведение же момента инерции на угловую скорость при этом останется постоянным. Это произведение в механике называется моментом количества движения, именно его постоянство утверждает  закон сохранения момента количества движения. В применении к гимнастическим упражнениям все сказанное нужно понимать таким образом:если гимнаст во время исполнения любых вращательных движений (а по предварительному условию любое маховое упражнение является вращательным движением) сгибается или каким-то иным способом приближает массы своего тела к оси вращения, то он неизбежно изменяет момент инерции своего тела относительно оси вращения. А изменение момента инерции столь же неизбежно приводит к изменению угловой скорости. Таким образом, при соответствующей подготовке спортсмен может регулировать скорость своего вращения, что в немалой степени определяет его мастерство.

Закон сохранения количества движения (закон сохранения импульса) так же важен при изучении прямолинейных движений, как закон сохранения  момента количества движения (момента импульса) при изучении вращательных. Прямолинейных движений в гимнастике относительно мало, поэтому их не выделяют в отдельную группу, а относят к маховым упражнениям.

Представим себе совершенно гладкую горизонтальную поверхность, на которой лежат два шара одинаковых размеров, но различных масс (рис. 35). Допустим, что левый (незаштрихованный) шар имеет массу, равную 100 г, а правый (заштрихованный) в 10 раз тяжелее, то есть весит 1000 г- Между шарами находится пружина, сжатая внешними силами так, как показано на рисунке.

В какой-то момент внешняя сила перестает действовать и шары предоставляются сами себе. Они, очевидно, раскатятся в разные стороны и пройдут какие-то пути. Условно назовем путь, пройденный левым шаром, отрицательным путем, а путь правого — положительным. Измерив пути, мы обнаружим, что левый, в 10 раз более легкий шар, прошел путь в 10 раз больший, чем правый, более тяжелый. При этом общий центр тяжести двух шаров (центр тяжести системы) остался на том же самом месте, то есть система в целом не получила никакого движения.

Произведение массы на линейную скорость в механике называется количеством движения. Закон сохранения количества движения утверждает, что в изолированной системе, то есть в системе, к которой не приложены никакие внешние силы, количество движения остается постоянным и никакими внутренними силами его изменить невозможно.

Но если система не изолирована, то есть если на нее могут действовать внешние силы, то эффект будет иным. Рассмотрим это на модели, похожей на предыдущую (рис. 36).

На рисунке показаны те же два шара, но теперь правый шар (более тяжелый) упирается в вертикальную стенку. Кроме того, шары связаны между собой нитью, более длинной, чем несжатая пружина. Опыт проводится так же, как в первый раз: пружина вначале сжимается, а затем резко освобождается. Поскольку правому шару откатываться некуда, то, естественно, двигаться будет только левый шар.

По инерции он будет катиться и после того, как пружина перестанет его толкать. Это будет продолжаться до тех пор, пока не натянется нить, связывающая шары. Как только это случится, то левый шар (хотя и более легкий) увлечет за собой правый и оттянет его на какое-то расстояние от вертикальной стенки. Иными словами, кинетическая энергия левого шара (энергия его движения) в какой-то мере перераспределится и на правый, более тяжелый шар, заставит его двигаться влево.

Подобное явление перераспределения энергии очень часто используется в спортивных движениях вообще и в гимнастике в частности.

Так, например, заканчивая толчок о мостик при выполнении спортивного прыжка (и вообще всякого прыжка вверх), гимнаст поднимает руки вверх. Этим он добивается того, что часть энергии, приобретенной руками еще в опоре, передается всему телу, способствуя более высокому вылету. Мы привели в качестве примера только одно движение — бросок руками. Примеров движений, рациональность которых оправдывается законом сохранения импульса, можно привести значительно больше.

Структура маховых упражнений. В педагогических целях (в целях удобства обучения) все маховые упражнения подразделяются на три фазы:


 Фаза подготовительных действий — принятие наиболее рационального исходного положения и выполнение «стартовых» движений, обеспечивающих последующие действия на снаряде.


 Фаза основных действий — момент приложения максимальных усилий (самая важная часть упражнения, от правильного выполнения которой зависит качество выполнения упражнения в целом.


 Фаза завершающих действий — придание движению окончательной формы.
Необходимо отметить, что, все эти фазы условны, так как четких границ между ними не существует.
Рассмотрим фазы на примере наиболее распространенных упражнений спортивной гимнастики: подъема разгибом на перекладине и подъема махом вперед на брусьях.
Подъем разгибом на перекладине.


Фаза подготовительных действий (рис. 37, а) состоит из небольшого сгибания на махе назад в тазобедренных суставах, полного прогибания под нижней вертикалью и последующего сгибания в тазобедренных и плечевых суставах до положения виса согнувшись (при махе вперед).


Фаза основных действий (рис. 37, б) включает в себя разгибание в тазобедренных суставах и приведение прямых рук к туловищу.


Фаза завершающих действий (рис. 37, е) состоит из Выхода в упор, то есть окончания упражнения, придания ему завершенной формы.
Подъем махом вперед из упора на руках на брусьях.


Фаза подготовительных действий (рис. 38, а) начинается в крайнем положении маха назад и заканчивается в слегка согну- том положении на махе вперед (стопы на уровне плоскости жердей).


Фаза основных действий (рис. 38, б) начинается с резкого разгибания в тазобедренных суставах и заканчивается небольшим сгибанием в тазобедренных суставах с одновременным разгибанием
рук в плечевых (активным надавливанием руками на жерди, приводящим к отрыву плеч от опоры).


Фаза завершающих действий (рис. 38, в) заключается в принятии конечного положения, которое зависит от того, какое упражнение последует после подъема (например, разведение ног для седа ноги врозь, угол для последующей силовой стойки или просто высокое положение на махе вперед для последующего маха назад).


Знание закономерностей маховых упражнений и их структуры позволяет выделить в них все три фазы, что очень важно для определения правильного пути обучения.


Последние комментарии