1. Перейти к меню
  2. Перейти к содержанию
  3. Перейти в конец страницы

Особенности обучения групповым и массовым упражнениям

Данные упражнения представляют собой комплексы отдельных действий или композиции, выполняемые слитно в определенной последовательности. Они имеют сходство с общеразвивающими и вольными упражнениями (см. соответствующие главы).

Обучение этим упражнениям заключается в запоминании строго регламентированной последовательности движений, в точном, самостоятельном, а иногда и согласованном их выполнении.

Выбор методики разучивания массовых и групповых упражнений диктуется прежде всего направленностью обучения и особенностями учащихся. Эффективным методом разучивания упражнений является расчленение. Изучается не вся композиций сразу, а выделяется отдельное движение, серия движений или соединение — доза обучения. Затем эти «связки» объединяются в более крупные соединения. При этом элемент или соединение, вызывающие затруднения, изучаются отдельно, а затем включаются в связку.

Непрерывное заучивание подобных упражнений, особенно детьми, не должно превышать более 30 мин. После этого следует делать перерыв на 10—15 мин. Каждую отдельную связку композиции следует закреплять и доводить до безошибочного выполнения. Режим обучения — чередование заучивания движений и отдыха— может изменяться в зависимости от подготовленности учащихся и характера упражнения. При этом желателен ежедневный контроль за освоением композиции движений.

При демонстрации упражнения показ должен быть зеркальным и предельно точным, а объяснение — помогающим ученикам выбрать правильный способ выполнения движения. Могут быть использованы отдельные приемы, облегчающие заучивание упражнений: ритмическое сопровождение (счет, звуковые сигналы, музыка) звуковое акцентирование определенных моментов исполнения композиции, подсказ параллельным выполнением движений, изменение темпа выполнения (замедление, ускорение), изменение пространственной ориентировки, ограничение зрительного контроля учащихся и др.

Важным моментом разучивания данных упражнений является поддержание интереса к ним у занимающихся. Для этого должна постоянно даваться оценка результатов действий учеников (хорошо, плохо, правильно, неправильно и т. п.). Не следует забывать о соревновательных и игровых методах обучения, об эффекте присутствия зрителей и наблюдателей, о влиянии характера музыкального сопровождения, которое должно соответствовать особенностям движений, быть популярным  современным.


Последние комментарии