Особенности взаимодействия гимнастических упражнений - Дети и спорт
  1. Перейти к меню
  2. Перейти к содержанию
  3. Перейти в конец страницы

Особенности взаимодействия гимнастических упражнений

В процессе занятий гимнастикой выполняют различные упражнения, новые разучивают, старые повторяют, из них образуют соединения  и комбинаций. При этом движения вступают друг с другом в определенное взаимодействие. Эффект такого взаимодействия может быть значительным, а может и не проявиться в явной форме. Эффект взаимодействия движений может быть положительным, когда облегчается изучение одного (нескольких) движений, или отрицательным, когда возникают затруднения в освоении движения. Такое явление взаимодействия движений называют переносом.

Для разучивания гимнастических упражнений характерны некоторые типичные случаи проявления положительного переноса умений и навыков.

Возможно облегчение при освоении двух аналогичных движений, выполняемых в разные стороны или отдельными звеньями тела. Например, изучение поворота кругом на полу (бревне) махом одной с опорой на другую ногу — сначала на левой, а затем на правой ноге или разучивание кругов правой и левой ногой на коне.

Обычно повторение освоенного движения, структурно сходного с новым разучиваемым движением, облегчает обучение второму. Здесь происходит определенное подкрепление  новых координационных связей за счет использования двигательного опыта. Так, повторение переворота боком (колеса) помогает освоению переворота боком с поворотом в акробатике.

Как правило, специально подобранные двигательные заданий (обучающие упражнения) для конкретного гимнастического движения помогают более успешному освоению последнего. Здесь имеет место положительный перенос отдельных элементов техники (положения, действия, фазы движения и т. п.)- Например, выполнен подскоков в упоре лежа на полу, курбетных движений, отталкиваний в наклонном положении тела от стены с целью отработки техники отталкивания руками будет в конечном счете способствовать изучению опорного прыжка через козла ноги врозь.

Положительное влияние отдельного навыка  (умения) может распространяться и на целую группу движений. Например, умение правильно выполнять приземление будет способствовать разучиванию многих соскоков на гимнастических снарядах ила владение прыжками на батуте создает базу для успешного освоения многих гимнастических упражнений, связанных с вращениями в полете.

Отрицательный перенос обычно проявляется в тех случаях, когда взаимодействуют два движения, сходных лишь по внешним признакам, отличающихся основными деталями техники. Например, одновременное изучение подъемов завесом и верхом на перекладине или таких акробатических упражнений, как сальто назад и темповое сальто назад, вызывает затруднения в обучении и увеличивает его продолжительность.
Взаимовлияние упражнений с различной структурной основой оказывается, как правило, минимальным. Оно возможно при частичном совпадении технических элементов или деталей в представлениях о движениях учеников.

Говоря об особенностях взаимодействия гимнастических упражнений, при организации обучения следует учитывать, что:
  — положительное взаимодействие движений оказывается большим на ранних стадиях изучения движений;
  — последовательное разучивание движений более эффективно, нежели параллельное (одновременное);
  — при определении сходства движений (пары, группу) следует ориентироваться не только на форму (внешние признаки), но и оценивать их количественные показатели (амплитуду, время, усилие, скорость, ритм и др.).


Последние комментарии