Реализация дедактических принципов в обучении гимнастическим упрожнениям - Дети и спорт
  1. Перейти к меню
  2. Перейти к содержанию
  3. Перейти в конец страницы

Реализация дедактических принципов в обучении гимнастическим упрожнениям

Любое обучение, в том числе и движениям, строится на основе дидактических принципов — исходных теоретических положений, определяющих действия преподавателя и ученика. Особенности обучения гимнастическим упражнениям связаны с конкретной реализацией данных принципов.

Принцип сознательности и активности. Данный принцип предусматривает как сознательное отношение к занятиям, так и воспитание у учеников осмысленного отношения к овладению движением, заинтересованности и творческого подхода к решению поставленных задач. Учитывая особенности данного принципа в процессе формирования двигательного навыка, преподаватель должен стремиться:
  - точно формулировать задачу, полно и доступно описывать технику упражнения, учитывая  особенности учеников;
  - воспитывать у учеников способность к самооценке своих действий, используя различные формы (устное объяснение, графическое изображение, модельное или мысленное воспроизведение);
  - стимулировать у учеников проявление инициативы путем анализа результатов собственных действий, планирования предстоящих заданий, волевого преодоления трудностей и др.;
  - привлекать ученика к активной практической помощи в организации обучения, помощи товарищу по занятию, наблюдению за действиями партнера и соответствующему анализу их результата.

Принцип наглядности. Наглядное обучение движению помогает создать полное представление о технике упражнения, добиться доступного и лаконичного объяснения двигательных заданий. При выборе средств и приемов наглядного обучения следует учитывать индивидуальные особенности учащихся (возраст, подготовленность, отношение к занятиям и др.).

Для занятий с детьми чаще используются приемы непосредственной наглядности: качественный показ, образное объяснение, наглядное сравнение. Взрослые ученики на основании своего двигательного опыта и приобретенных специальных знаний должны уметь анализировать движение сами. При обучении гимнастическим упражнениям используются различные приемы наглядности:
  - демонстрация движения с помощью рисунков, схем, кинограмм, модельных эталонов техники;
  - сравнительное и образное описание деталей техники движения при объяснении и исправлении ошибок;
  - использование дополнительных сигналов и ориентиров (пространственных, звуковых, тактильных);
  - создание акцентированных двигательных ощущений путем фиксации отдельных положений, имитации действий, целостного воспроизведения движения на тренажере и других облегчающих приемов.

Принцип доступности. Данный принцип требует постановки задач, соответствующих силам ученика. Однако он не исключает необходимости преодоления учениками трудностей. Иначе говоря, любое выполняемое задание должно быть простым, чтобы быть выполнимым, и в то же время сложным, чтобы быть интересным,мобилизующим способности ученика. Поэтому от преподавателя требуется точное представление о возможностях ученика применительно к конкретному упражнению.
Принцип доступности раскрывается в общих методических правилах педагогики: от легкого — к трудному, от известного — к неизвестному, от простого — к сложному. Но практика обучения гимнастическим упражнениям показывает, что построение обучения от простого к сложному движению не единственно правильный путь. Возможны случаи перехода от координационно сложного движения к более простому, если это дает более быстрое освоение рациональной техники данной нары движений или целой группы структурно сходных элементов. Это правило формулируется так: от основного элемента к его вариантам, то есть от главного упражнения к второстепенным движениям.

Принцип систематичности. Данный принцип подразумевает непрерывность процесса формирования двигательных навыков (совпадение следов последовательных повторений). Предполагается своевременный переход от одной задачи к другой, от одного этапа обучения движению к другому, от разучивания одного движения к другому, новому. Учитывая необходимость совпадения следов предыдущего действия с последующим исполнением движения, преподаватель должен при разучивании движений предусмотреть:
  — определенную последовательность двигательных заданий, которая выражается очередностью попыток, подходов, занятий;
  — регулярность повторных занятий при изучении новых упражнений, а также закреплении ранее освоенных движений;
  — чередование работы и отдыха с целью поддержания оптимальной работоспособности и активности учеников;
  — своевременный переход учеников к разучиванию новых, более сложных упражнений для постоянного двигательного совершенствования.
Данные принципы обучения, характеризуя отдельные стороны учебного процесса, тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга. Реализация этих принципов в единстве может позволить успешно осваивать гимнастические упражнения.


Последние комментарии