Характеристика гимнастических упражнений
- Подробности
- Категория: Основы техники упражений
- Просмотров: 8445
Гимнастические упражнения, которые могут разучиваться учащимися различного возраста и подготовленности, очень многочисленны и разнообразны. Эти упражнения имеют свои отличительные особенности, наглядно проявляющиеся в учебном процессе.
Гимнастические упражнения представляют собой искусственные формы движений, в большинстве ациклического характера (за исключением ходьбы, бега, отдельных приемов лазанья). Иначе говоря, гимнастические упражнения являются для учащихся новыми движениями, с которыми они не встречались в повседневной жизни и знакомятся впервые на занятиях. Овладение такими движениями связано с появлением у учеников новых двигательных ощущений, образованием новых координационных связей, новых представлений о двигательных действиях.
Известно, что любое новое движение строится на основе старых двигательных навыков. Поэтому чем богаче двигательный, опыт; ученика, тем легче и быстрее будет освоено новое движение.
В связи с этим, преподаватель,должен учитывать двигательный опыт ученика, его сильные и слабые стороны развитие отдельных физических качеств, координационные способности, наличие волевых качеств).
Гимнастические упражнения характеризуются разнообразием двигательных действий и условий их выполнения. Можно выделить группу относительно простых для изучения упражнений.
К ним относятся простейшие позы и действия, основу которых составляют общеразвивающие упражнения, а также простейшие висы и упоры на снарядах. Например, выпад правой, упор стоя, вис лежа, вис согнувшись. Для практического выполнения подобных движений обычно оказывается достаточным показать ученику это упражнение или объяснить (терминологически назвать, образно описать, подробно рассказать). Такое освоение движений «с места», то есть сразу после объяснения или нескольких пробных попыток, как правило, не связано с выполнением сложных движений.
В то же время для выполнения значительной группы гимнастических упражнений требуются определенные координационные способности (подъемы, вращения, повороты на снарядах). Освоение таких упражнений зависит главным образом от двигательной подготовленности учащихся. Прочно изученные движения такого типа могут успешно выполняться даже после длительных перерывов в их повторении.
Существует группа и таких движений, в которых первостепенным является проявление отдельного физического качества. Например, для выполнения мостика из стойки руки вверх важна значительная подвижность позвоночного столба и плечевых суставов; для удержания положения «угол» в упоре нужна достаточная сила мышц передней поверхности туловища.
И все же большинство гимнастических упражнений относится к группе сложных структур, освоение которых связано с проявлением целого комплекса качеств: и физических, и двигательных, и психических. В этом случае на протяжении всего периода обучения ученикам приходится мобилизовывать все свои способности. Здесь требуется и специальная организация обучения, и подбор соответствующих средств и методов обучения, и постоянный контроль за ходом выполнения двигательных заданий.
Для исполнения гимнастических упражнений характерен гимнастический стиль: особая осанка (приподнятая голова, развернутые плечи, прямое туловище), сохранение прямого положения ног и оттянутых носков в большинстве упражнений. Гимнастический стиль выполнения упражнений должен формироваться с самого начала занятий гимнастикой, и особенно на первых этапах подготовки. Формировать данный навык лучше всего на фоне изучения простых гимнастических упражнений, а также в процессе занятий основной гимнастикой и хореографией.
Следует учесть, что формирование гимнастического стиля исполнения движений может преследовать не только спортивные цели, но и способствовать формированию красивой осанки, правильной походки, общей культуры движения и других эстетических сторон двигательной деятельности человека.
Выполнение целого ряда гимнастических упражнений связано с определенным риском. В связи с этим ученик может проявить боязнь, нерешительность или вообще отказаться от выполнения движения. Такая защитная реакция обычно связана с недостаточной готовностью ученика к упражнению (технической, психологической). Это может быть и результатом прошлых сильных переживаний во время падений, ударов, травматических повреждений. Подобные трудности могут появиться не только при разучивании сложнокоординационных движений, но и относительна простых, выполняемых в особых условиях. Например, выполнить на полу прыжок с поворотом кругом просто. Но выполнение этого упражнения на бревне уже связано с определенным риском.
Появление таких защитных рефлексов может тормозить формирование навыка, приводить к ошибкам и неточностям выполнения упражнений. Организация обучения в таких условиях должна предусматривать создание безопасности выполнения упражнения, методически правильный подбор заданий (последовательное усложнение), использование различных страховочных средств (мягких матов, страховочных поясов и др.) В этих условиях эффективны и облегчающие приемы помощи: проводка, поддержка, подкручивание. Эти действия должны сопровождаться, убеждением ученика в доступности задания, стимулированием к проявлению решительности, смелости, уверенности.
Для успешного разучивания гимнастического упражнения важен правильный выбор движения на основе соответствий возможностей ученика и сложности движения. Абсолютную степень сложности гимнастического упражнения определить трудно. Конечно, можно сравнить структуры двух или нескольких движений, выделить главные и второстепенные элементы техники и таким образом выявить более сложные решающие действия. Но ведь движение должен выполнять ученик! Поэтому нельзя оценивать сложность движения, не учитывая возможности ученика. При этом не всегда достаточно только общего анализа способностей ученика и трудности движения. Часто требуется специальная детальная оценка потенциальных возможностей ученика и технических особенностей упражнения. Определение соответствия «ученик — движение» важно для каждого конкретного случая обучения.
Таким образом, методика обучения гимнастическим упражнениям определяется характерными особенностями предмета изучения, а именно: искусственностью форм движений, разнообразием характера упражнений и условий их выполнения, спецификой гимнастического стиля исполнения, степенью раскованности движений и соответствующей оценкой сложности движений.